Обновлено в 17:35

Законопроект об ограничении иностранного владения значимыми информресурсами не обяжет генерального директора группы компаний «Яндекс» Аркадия Воложа избавиться от контролирующих акций IT-компании, заявил Business FM автор законопроекта, депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Антон Горелкин.

Законопроект предусматривает ограничение в 20% на иностранное владение информационными ресурсами, значимыми для информационной инфраструктуры РФ. При этом Аркадию Воложу, у которого есть мальтийское гражданство, принадлежит 48% голосующих акций «Яндекса».

«Он же гражданин нашей страны. Законодательство РФ не запрещает иметь двойное гражданство», — сказал Горелкин. Депутат также отметил, что «этот законопроект не про «Яндекс». «Так решили наши медиа, что это именно «Яндекс». Этот законопроект прежде всего о национальной безопасности. Ведь мы все прекрасно понимаем, что существуют сценарии, при которых «Яндекс» может стать частью большой международной корпорации, например Google. И в этом законопроекте нет каких-то двойных смыслов», — заключил он.

Также Горелкин 18 октября направил официальные запросы руководителям компаний «Яндекс», «Рамблер», Mail.ru и четырех мобильных операторов: МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и Tele2. Депутат планирует выяснить масштабы использования ими иностранного оборудования. Вопрос в том, готовы ли участники рынка к гипотетическому отключению такого оборудования из-за рубежа.

В частности, Горелкин привел в пример «Газпром», который столкнулся с принудительным отключением оборудования через спутник. На днях стало известно, что семь лет назад такую процедуру провела австрийская компания LMF.

Запросы компаниям Горелкин также прокомментировал Business FM. С ним беседовал Игорь Ломакин.

— Я не считаю это вызовом нашим IT-компаниям, мне просто важно понять ситуацию. Я принципиально не выступаю против запрета на иностранное оборудование или иностранный софт. Просто с помощью моих запросов мне важно понять, готовы ли наши компании к подобным ситуациям.

— У меня ощущение, что вы получите понятный ответ: да, мы используем иностранное оборудование, нет, это не угрожает безопасности. Каковы ваши дальнейшие действия?

— Речь идет о начале публичной дискуссии. Если они так думают, если они именно так, как вы говорите, ответят, пусть они об этом публично заявят и публично перед обществом скажут: рисков нет, у нас все нормально, нас не отключат. Мы много говорим сегодня, особенно последние года два, о начале замещения иностранного софта, иностранного оборудования. Мне в том числе с помощью своих запросов важно понять, все это осталось на уровне разговоров по-прежнему или что-то реально сдвинулось с мертвой точки и мы хоть чем-то сегодня можем похвастаться.

— Этот запрос — ваша личная обеспокоенность или, может быть, ее кто-то разделяет среди ваших собеседников, партнеров?

— Я могу, как депутат Госдумы, как член профильного комитета, отвечать прежде всего за себя. Меня эта ситуация волнует, вчера я довольно долго это обсуждал с представителями отрасли, индустрии, с экспертами и пришел к выводу попробовать сначала опубличить эту историю: пусть компании прямо официально ответят. Одно дело компрессоры, а другое — IT-отрасль, одна из основ национальной безопасности.

После начала обсуждений законопроекта в Госдуме акции «Яндекса» 11 октября на Мосбирже обвалились на 20%, на американской NASDAQ — на 18%.

Формально Горелкин мог направить запрос экспертам напрямую и получить короткий ответ. Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв.

Роман Ромачёв генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Софты иностранных гигантов практически везде. Возьмем операционную систему, они все американские. Проникновение, я бы сказал, американского состава где-то на 80%, если не больше — Microsoft, Adobe, Google. Невыгодно для их бизнеса отказываться от российского сегмента. То есть у нас многомиллионная аудитория, которая пользуется их программными средствами и платит туда миллиарды долларов».

По мнению Ромачёва, пример газпромовского спутника просто некорректный. Даже при условии отключения зарубежного софта программы продолжат работать, просто не смогут получать обновления. В таком случае как мотивировать подобные инициативы? Комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Когда государство говорит о том, что надо развивать свою собственную IT-индустрию, свои собственные поисковики, защититься от западного программного обеспечения, от западных всяких нехороших соцсетей, поисковиков, которые уже ведут тут подготовку к «оранжевой революции», вроде бы надо этому радоваться, но, с другой стороны, когда государство вам таким образом вроде как пытается помочь, завтра оно к вам придет и скажет: ну, дорогой товарищ, показывай, что у тебя, как, давай посмотрим повнимательней структуру капитала. И вы прекрасно понимаете, чем заканчивается такое сотрудничество в столь деликатных сферах. Сейчас вопрос о контроле над данными достаточно чувствительный, государство очень увлечено цифровизацией, хотя не совсем понимает, что это такое, но тем не менее интерес к этому большой. И совершенно очевидно, что в нынешней политической ситуации все компании, которые связаны как раз с большими данными, с интернетом, с IT-индустрией, находятся в зоне повышенного интереса со стороны государства, который будет проявляться в самых разных формах. В этом плане можно сказать, что конфликта нет. И правда конфликта нет, а интерес есть. И совершенно очевидно, что когда в IT-компании будут стучаться люди из соответствующих организаций, так просто от них уже не отделаться».

Генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина назвала законопроект «дамокловым мечом, занесенным над всей индустрией». «Вдруг данная компания завтра попадет в список, и значит, сегодня в нее вкладывать нельзя», — отметила Бунина.