Акции «Яндекса» рухнули на американской бирже NASDAQ, потеряв 18%
Так рынок реагирует на обсуждение в Думе законопроекта о значимых российских IT-компаниях. Предполагается, что интернет-гигантам ограничат долю иностранного владения 20%. К каким последствиям может привести документ и к каким он уже привел?
Читать на полной версииОбсуждать закон будут не раньше ноября. Но депутаты Госдумы и, в частности, парламентарий Антон Горелкин уже нанесли «Яндексу» ущерб. Акции компании рухнули на американской бирже NASDAQ, обвалились на московской торговой площадке. Для владельцев компании стоимостью около 10 млрд долларов — это реальные потери. Но вряд ли это смущает Госдуму. Как и то, что правительство резко выступило против закона. Он предполагает, что иностранцы смогут владеть не больше чем 20% значимых интернет-компаний.
«Яндекс» — значимая компания, большая часть акций торгуется на американском рынке и принадлежит иностранцам. Да и у основателя Аркадия Воложа есть мальтийское гражданство. Непонятно только одно: зачем государству нужен этот закон? Продолжает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
«Яндекс», хоть и зарегистрирован за рубежом, российская компания, которая работает в России, в которой работают россияне. Что для властей изменится, если ее акции продадут иностранцы, никто объяснить не может. Государству через Сбербанк и так принадлежит «золотая акция» интернет-гиганта. Что же касается зарубежных денег, то без них у нас не было бы лучшей технологической компании страны. Она развивалась, например, на деньги американского инвестфонда Baring Vostok.
Вообще, это такая отрасль, которая постоянно требует инвестиций. Государство если вкладывает в стартапы, то сразу же хочет отдачи. Не понимая, что из 100 проектов выстрелит в лучшем случае один. «Яндекс» сумел сделать это без участия государственных денег. И стал прибыльной компанией. Возможно, теперь власти что-то хотят получить от «Яндекса», и этот законопроект — предмет торга. Мнение гендиректора компании «Битрикс 24» Сергея Рыжикова.
Даже если это шантаж, то сам метод может привести к неприятным последствиям для всей страны. Когда кто-то вкладывает деньги в стартап, он хочет, чтобы из него получилась «значимая компания». А какой смысл инвестировать, если в случае успеха тебя заставят продавать акции?
Кстати, если иностранцев все-таки заставят это сделать, то, вероятно, «Яндексу» придется выкупать бумаги, а для этого придется найти миллиарды долларов. Но не факт, что это интересно парламенту. Гендиректор «Яндекса» Елена Бунина пыталась достучаться до депутатов. Напомнила, что у нас есть нефтяные компании, в которых большая доля принадлежит иностранцам. Что у нас есть Сбербанк, который на 45% принадлежит зарубежным инвесторам. И никого это не беспокоит. Есть надежда, что до парламента дошла другая эмоциональная мысль: по поводу беспилотников, которые делает «Яндекс». Процитирую: «Если сейчас это убить, то в будущем мы будем ездить на американских или китайских моделях». Правда, такое ощущение, что в обсуждении некоторых законов у нас тоже отсутствует пилот.