Медведев заявил, что России нужно производить больше семян картофеля
Аграрии говорят, что государство им в этом помогает, но не очень последовательно. Соседняя Белоруссия большую часть площадей засевает своими семенами
Читать на полной версииДмитрий Медведев не в первый раз интересуется темой картофелеводства. Например, девять лет назад, еще как президент, он побывал в одном воронежском хозяйстве. Приехал за рулем черного «Мерседеса», взял в руки черную лопату и лично подкопал три куста. Картошка нашлась только под одним, да и то мелкая. «Как горох», — сказал тогда Дмитрий Анатольевич. А сейчас он побывал на московской выставке, осмотрел стенд с картофелем и сказал: «Выглядит прямо отменно». Но заметил, что нам нужно больше производить своих семян.
Большую часть семенного материала мы пока покупаем за рубежом, в Европе. Правда, сейчас государство дает аграриям деньги на селекцию. Например, год назад пообещали 600 млн рублей. Но вот что рассказывает председатель подмосковного производственного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель» Владимир Акатьев. В прошлом году субсидии в основном шли семеноводам. А в этом году дали всем, в том числе и тем, кто покупает семена за рубежом.
Владимир Акатьев председатель производственного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель» «В 2018 году поощрялись именно те сельхозпредприятия, которые выращивали российский картофель из собственных семян. А в 2019 году сделали, что и иностранные сорта, которые закупаются, и российские. Вот нас «положили» в одну корзину. Как бы вежливо подобрать... ну, какая-то несуразица просто. Эта мера поддержки играет не в сторону развития, чтобы у нас было импортозамещение, а с тем чтобы они покупали за рубежом и мы тоже, да? Бросили свои российские сорта и покупали дорогостоящий материал за рубежом, тем самым получали такие же субсидии».
После распада Союза мы стали гораздо меньше заниматься селекцией картофеля, да и вообще селекцией. Сейчас это меняется, но путь картошки от пробирки до семени занимает пять лет. Стоимость семенного материала — до 30% от стоимости картофеля. То есть от четверти до трети цены — импортная составляющая. Кстати, когда мы вводили эмбарго, то, видимо, по недосмотру внесли в список семена картофеля. Но почти сразу же оттуда их убрали.
Business FM заинтересовалась: как дела с семенами обстоят у соседей? Белоруссия, картофельная столица постсоветского пространства. Витебская область, деревня Мишковичи, фермерское хозяйство «Родник». Его глава Юрий Семенов рассказывает, что большую часть земель под картофель в стране засевают местными семенами. Но тут играет роль климатическая разница.
Юрий Семенов глава фермерского хозяйства «Родник» «Белоруссия находится практически в такой климатической зоне, где вся республика пригодна для семеноводства. Допустим, взять Волгоградскую область, к примеру. Там получить семена невозможно. Поэтому, если у вас заниматься, то это только северо-запад. Взять Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Московскую. Клубень — это не семена. Это кусочек вегетативной части растения, скажем так. С каждым годом оно стареет, и процесс старения происходит быстрее, если температура выше».
Кстати, сам фермер постепенно сокращает производство картофеля. Сейчас он занимает у него всего 70 гектаров из 3 тысяч. Причина в том, что для агрария основной рынок картофеля — российский. А мы сейчас сами стали больше выращивать. Вот только, как заметил премьер, стоит иностранцам ввести против нас картофельные санкции, то есть запретить поставку семян, и мы останемся без нашего второго хлеба. Вряд ли, конечно, европейцы это сделают. Но сам факт: как можно легко ударить по нашей продовольственной безопасности — чтобы картошка у нас урождалась как та, что однажды выкопал сам Медведев: гнилая, но мелкая.