Бизнес серого цвета: зарплаты в конвертах платят и в крупных компаниях
В качестве примера ФНС привела Татарстан, где разница между расходами и официальными доходами колоссальная
Читать на полной версииКазанский предприниматель Марсель Шамсутдинов тоже прочитал новость от ФНС. В позапрошлом году расходы жителей Татарстана почти на 45% превысили их официальные доходы. Если в цифрах, то эта разница составила почти полтриллиона рублей.
На первый взгляд, странно. Татарстан — инновационный регион, много компаний работают в белую. В республике, кстати, проходит эксперимент с самозанятыми. А еще там активно борются с конвертами. Например, есть государственная система «Народный контроль», и власти постоянно призывают туда жаловаться на серые доходы. Но у Марселя Шамсутдинова есть ответ на татарстанскую загадку.
«В Татарстане в отличие от всей остальной России, есть суверенитет, ха-ха. То есть, здесь есть местные кланы, которые ничего не боятся, никого не боятся. Все руководители федеральных министерств, ведомств в Татарстане — это свои люди, согласованные с местным президентом, элитой — которые понимают, кого можно проверять, мелкий и средний бизнес на серые зарплаты, а кого нельзя».
Общий объем теневых зарплат в России 13 трлн рублей. Это данные Росстата по прошлому году. Сумма сопоставима с ежегодными расходами федерального бюджета. И с учетом того, что в стране 85 субъектов, Татарстан со своей половиной триллиона занимает очень почетное место.
Но дело не только в этой республике. Москва. Казалось бы, регион, с которого и началось общее российское обеление. Но вот история москвички Марины, которая работает в сфере питания и недавно устроилась в крупную компанию. После стажировки и оформления выяснилась, что белая часть — только 10% от зарплаты. Проработав какое-то время, Марина уволилась и сейчас пока безуспешно пытается получить серую часть. И это не в первый раз.
«Почему мне приходится менять работу периодически? Только потому, что официальная зарплата ниже прожиточного минимума — 9-12 тысяч. И при увольнении обычно не выплачивают эти зарплаты и выплачивают их частями обычно, копейки какие-то. Поэтому приходится часто менять работу. Поскольку где-то 50% составляют гастарбайтеры, они удовлетворены. А нам приходится зарабатывать на пенсию, поэтому хотелось бы официально работать, с отпусками и так далее, и нам приходится мириться с такими зарплатами».
Сфера питания, обслуживания — традиционные наши серые отрасли. Но, конечно, не только они. А платят в конвертах, как заявили налоговики — и в крупных компаниях. Правда, постепенно это меняется. Налоговая научилась видеть все. И даже недавно поразила этим корреспондента The Financial Times. Глава ФНС Михаил Мишустин с помощью системы определил, что журналист накануне пил в отеле латте.
Когда государство видит разницу между тратами и доходами, то завтра оно придет к работодателю. Если только, как было замечено, это не какой-нибудь особенный работодатель. Но иногда вклад вносят и сами работники. Например, летом прошла забастовка крановщиков. Они потребовали повышение зарплаты и белое трудоустройство. Следом началась забастовка доставщиков еды. Да, забыл упомянуть, все это произошло, конечно, в столице Татарстана.