«Смотрел, не впечатляет». Рогозина не удивил Starship Илона Маска
Маск представил корабль, который должен понести человечество к другим планетам. Но «тех технологий, которыми владеет Маск, абсолютно недостаточно», считает эксперт Андрей Ионин
Читать на полной версии«Смотрел, не впечатляет», — цитирует главу «Роскосмоса» РИА Новости. По оценкам Рогозина, техническая реализуемость проекта составляет 20%, а «все остальное — белый шум». Илон Маск представил корабль Starship, который должен понести человечество к другим планетам, 30 сентября. Аппарат длиной 50 метров из нержавеющей стали вместимостью до 100 человек возвышался над толпой журналистов на частном космодроме SpaceX в Техасе, пока Маск вещал со сцены об амбициозных планах компании.
По прогнозам бизнесмена, в течение полугода Starship сможет достичь стратосферы, а уже в следующем году совершит первый орбитальный полет. Как и с многоразовыми ракетами-носителями, все в этом сомневаются. Ситуацию комментирует член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.
Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики «Маск, безусловно, и создатель своего имиджа, и заложник своего серийного визионера-практика. Все привыкли, что не все свои обещания он выполняет в срок, но это нормально с учетом того, какие задачи он решает. Но главное, что он их выполняет, в отличие от, предположим, «Роскосмоса», который все переносит, но в результате все равно не выполняет, чтобы реализовать эту сверхамбициознейшую задачу всего человечества. Здесь Маск выступает, по сути, пророком, не просто визионером, а пророком для всего человечества. Но тех технологий, которыми владеет Маск, их абсолютно недостаточно».
Доставка человека на Марс пока невозможна в первую очередь из-за космической радиации. Высокотехнологичные способы защиты, например с помощью магнитного поля, пока остаются даже не экспериментальными, а гипотетическими, а для создания обычной брони, по оценкам НАСА, требуется не менее 4 тонн материала на квадратный метр оболочки.
Учитывая сегодняшние расценки доставки груза на орбиту, которые приводит Bloomberg, — около 10 тысяч долларов на килограмм у «Роскосмоса» и около 7 тысяч у SpaceX, — защита корабля размером со Starship обойдется в 40-60 млрд долларов, что больше капитализации всей компании SpaceX. С другой стороны, в приземляемые ракеты-носители тоже никто не верил, отмечает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Когда он предлагал многоразовые носители, нужно сказать, что 100% специалистов, и действительно специалистов, говорили, что это просто бред. Что это неэкономично и вообще не получится. Тем не менее Маску удалось доказать, что это возможно. Если же сравнивать с затратами вообще на что-то там, то затраты на такого рода деятельность по сравнению с затратами на военные нужды — это, в общем, совсем мало. Не хочется сказать, что ничто, но это очень мало. А ведь на самом деле такого рода проекты, может быть, делают сами военные расходы ненужными, то есть они дают человечеству возможность понять, что оно, несмотря на противоречия, трения и даже войны, все-таки едино».
Пока путь к другим планетам преграждают космические лучи, Starship планируется объединить с носителем Falcon Heavy и использовать для коммерческих запусков, в процессе зарабатывая деньги в том числе на разработку технологий для колонизации Марса. Для понимания масштабов: разработка приземляемых ракет-носителей Falcon обошлась SpaceX в 1 млрд долларов, а окупиться технология может, по оценкам BI, за несколько лет. Ситуацию комментирует партнер фонда Genesis Tech Capital Александр Филатов.
Александр Филатов партнер фонда Genesis Tech Capital «У Маска многое получается. Я на самом деле его фанат. Он, конечно, уникальный совершенно человек, замечательный пиарщик, и самое главное, у него подход экосистемный. Крыши, которые генерируют электричество, которые завязаны на накопители энергии, на питание электромобилей, а вся космическая программа направлена не только на то, чтобы перенести людей в космос, а на то, чтобы создать сеть орбитальных спутников, которые будут транслировать интернет, а беспилотные автомобили электрические будут пользоваться как раз этой навигационной системой. В комплексности подхода, мне кажется, его большое достоинство».
Пока SpaceX будет докручивать не впечатливший Дмитрия Рогозина Starship, «Роскосмос» займется разработкой своего многоразового корабля с грузоподъемностью до 2 тонн и приземлением на амортизированный щит. По данным РБК, проект под названием «Арго» планируется реализовать к 2024 году. Илон Маск — то ли космический мессия, то ли удачливый шарлатан — к этому времени планирует доставить первого человека на Марс.