Топу «Аэрофлота» припомнили смену фамилии и незаконное получение гражданства
Суд заключил под стражу заместителя генерального директора «Аэрофлота» Владимира Александрова по делу о хищении 250 млн рублей. Вместе с ним в СИЗО отправили юриста и двух адвокатов. У представителей юридического сообщества арест коллег вызвал тревогу
Читать на полной версииВопреки позиции прокуратуры, Басманный суд 2 октября вечером заключил в СИЗО заместителя генерального директора «Аэрофлота» Владимира Александрова. Топ-менеджера по правовым и имущественным вопросам обвинили в хищении «не менее 250 млн рублей» при заключении договора с юридической фирмой. Доводы адвокатов топ-менеджера о том, что их подзащитному не было смысла совершать хищения, поскольку его заработная плата была довольно высокой, суд не принял.
Вместе с Александровым по тому же делу арестовали бывшего директора юридического департамента ПАО «Аэрофлот» Татьяну Давыдову, а также двух подмосковных адвокатов — Александра Сливко и Дину Кибец.
Ареста фигурантов пришлось ждать весь день. Лишь в шесть часов вечера Владимира Александрова завели в зал. Ходатайство Следственного комитета рассматривала судья Наталия Дударь, которая несколькими часами ранее отправила в СИЗО убийцу полковника Следственного комитета Сергея Григорьева. Однако, в отличие от последнего, топ-менеджер предпочел не давать интервью. Поддержать его приехали несколько родственников, среди которых был его отец.
«Устойчивые связи за рубежом»
Само заседание прошло довольно стремительно. К стандартным доводам о том, что обвиняемый может оказать давление на подчиненных из числа свидетелей и помешать расследованию, следователь СК Игорь Ощипов присовокупил аргумент о том, что Александров «обладает значительными финансовыми ресурсами, позволяющими осуществить выезд за пределы России, приобрести жилье в иностранном государстве, а также обеспечить проживание там».
«Он неоднократно выезжал за пределы России, что свидетельствует о наличии устойчивых связей за рубежом» — такой довод привел следователь. Не обошел он вниманием и тот факт, что ранее задержанный сам являлся сотрудником правоохранительных органов (до 2013 года Александров трудился следователем в транспортном управлении СКР. — Business FM).
По его мнению, свои навыки и опыт, а также связи задержанный может использовать «для ухода от уголовной ответственности за инкриминируемое деяние». «Александров подлежит строгой изоляции от общества, избрание иной, более мягкой меры пресечения невозможно», — подвел черту под выступлением Ощипов.
Уголовное дело в отношении Александрова и его предполагаемых соучастников было возбуждено Главным следственным управлением СКР 30 сентября. На следующий день топ-менеджера «Аэрофлота» задержали, а 2 октября предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
По версии следствия, в 2015-2016 годах Александров, действуя совместно с тогдашним директором юридического департамента ПАО «Аэрофлот» Татьяной Давыдовой и адвокатами Александром Сливко и Диной Кибец из коллегии адвокатов Московской области «Ваш адвокатский партнер» (переименована в «Консорс»), организовал заключение с данными адвокатами четырех договоров на оказание юридических услуг.
Однако, как полагают в СК, выполнение работ по указанным контрактам фактически осуществляли сотрудники юридического департамента «Аэрофлота», в связи с чем адвокатам неправомерно выплатили «не менее 250 млн рублей» на основании актов, содержащих заведомо недостоверные сведения. Следствие считает данную сумму похищенной. Впрочем, фигуранты вину отрицают.
Многодетный отец с высокой зарплатой
Примечательно, что Генпрокуратура, не оспаривая обоснованность выдвинутого обвинения, в суде выступила за домашний арест для Александрова. Ее представитель назвала «изоляцию от общества чрезмерной мерой пресечения».
В свою очередь трое адвокатов фигуранта, Андрей Гривцов, Мария Корчагина и Давид Багдасаров, заявили об отсутствии в деле состава преступления. По словам защитников, их клиенту было хорошо известно о проверке, которая в отношении него проводилась с мая этого года. Он был в курсе, что следователи вызывают и опрашивают его подчиненных, но не скрылся.
Причем, как отметил Андрей Гривцов, первоначально сообщение о совершении преступления было зарегистрировано в следственном отделе на воздушном и водном транспорте и затем каким-то образом перекочевало в центральный аппарат СКР. «Александров не отвечал за приемку выполненных [адвокатским бюро] работ. Так отчего делается вывод, что он о них знал?!» — вопрошал защитник.
Он и его коллеги представили суду сведения о наличии правительственных благодарностей и грамот у фигуранта, который ранее ни в чем предосудительном замечен не был и является единственным кормильцем троих несовершеннолетних детей. Доводы следствия о возможности скрыться или помешать расследованию защитники назвали бездоказательными. «А кто будет кормить детей и маму неработающую? У него постоянные головные боли и очень сильно болит спина», — указал Андрей Гривцов.
Ему вторила адвокат Мария Корчагина. «Изучив справки, можно сделать вывод, что у Александрова была высокая заработная плата и целесообразности совершения преступления у него не имелось», — убеждала суд адвокат.
Защитники поддержали просьбу прокуратуры о домашнем аресте, предложив для этого дом в Химкинском районе Подмосковья, в садовом товариществе «Нива», где Александров проживал вместе со своей семьей до задержания. Он был оформлен на его мать.
Сам Александров попросил избрать ему меру пресечения, не связанную с лишением свободы. «Меня задержали в служебном кабинете, изъяли загранпаспорт, я не могу уехать и не собираюсь уезжать», — сказал он. Топ-менеджер «Аэрофлота» также подтвердил: он знал о проводимой проверке, но не скрывался от следователей и как носитель гостайны уведомлял компетентные органы о своих выездах за рубеж.
Однако, взвесив мнения сторон, судья Наталия Дударь сочла доводы следствия более весомыми, указав, что СК необходимо собрать и закрепить доказательства на первоначальном этапе расследования. Она поместила Александрова в СИЗО до 30 ноября. Это решение защитники топ-менеджера «Аэрофлота» пообещали оспорить в апелляции. Позже другие судьи Басманного суда санкционировали арест Татьяны Давыдовой, а также адвокатов Александра Сливко и Дины Кибец.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов отмечает, что возбуждение дел в отношении адвокатов из-за выплаты им высоких гонораров становится тенденцией. В 2018-2019 годах под стражу по аналогичным делам в СИЗО поместили председателя адвокатской конторы «Третьяков и партнеры» Игоря Третьякова и главу московской коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева. Первому вменили хищение 330 млн рублей у госкорпорации «Роскосмос», второму — почти 1 млрд рублей при оказании юридической помощи Росавиации.
По мнению эксперта, Следственный комитет вторгается в гражданско-правовые отношения между адвокатом и клиентом.
Федор Трусов адвокат «Хочется начать словами тех, кто сказал, что за адвокатами «уже пришли». Кроме как правовым беспределом это назвать невозможно. Когда уголовно-правовыми методами вмешиваются в исключительно сугубо гражданско-правовые отношения, когда определяют, сколько стоит та или иная работа… Сегодня это касается труда адвокатов, а завтра скажут, что за вывоз мусора завышены тарифы, еще что-нибудь. Это уже становится полным абсурдом. Полный абсурд и в самой фабуле уголовного дела. Потому что применительно к данному факту то, сколько стоят юридические услуги, это настолько сложная субстанция... Самый главный критерий один: доволен ли заказчик. Если заказчик доволен, если работа выполнена качественно, надлежащим образом и так или иначе по рыночной цене, а цена в данном случае рыночная, то какие претензии? То, что озвучено, по крайней мере в СМИ, для меня категоричный вывод один — цена рыночная. Такое ощущение, что с помощью уголовного дела хотят нарисовать статистику, показать, насколько они [следователи] заботятся об интересах непонятно кого. Я категорически убежден, что это очередной этап наступления на адвокатское сообщество, к сожалению, на последнее независимое сообщество в стране».
Впрочем, не исключено, что арестованные адвокаты лишь пешки в игре против топа «Аэрофлота». В суде Александрову, уроженцу Узбекистана, припомнили дела минувших дней. Так, из оглашенных материалов следовало, что Александров, этнический армянин, ранее носил имя и фамилию Армена Абаляна, но в 2004 году сменил их.
Согласно решению Советского районного суда Орла он и его мать Анаит Аванесян в апреле 2000 года представили заведомо ложные сведения для получения российского гражданства, а именно о месте проживания в Орле. Случайно или нет, но установлено это было Фемидой по обращению МВД лишь совсем недавно, 29 марта 2019 года.