Мосгорсуд заменил актеру Павлу Устинову реальный срок годом условно
Об условном сроке просила прокуратура, считая, что суд первой инстанции не учел характеристики осужденного. Защита, в свою очередь, настаивала на вынесении фигуранту «московского дела» оправдательного приговора
Читать на полной версииОбновлено в 16:54
Мосгорсуд смягчил приговор актеру Павлу Устинову, получившему реальный срок в 3,5 года лишения свободы за применение насилия к сотруднику ОМОНа на несанкционированной акции 3 августа в столице. Вышестоящая инстанция сочла его законным, но заменила реальное наказание условным сроком в один год. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
«Испытательный срок установить в течение двух лет», — огласила постановление председательствующая в тройке судья Елена Иванова. Подвергнув приговор корректировке, судьи апелляционной инстанции изменили категорию преступления, за которое Устинов был осужден, с тяжкого на средней тяжести.
Такое решение было принято в ходе рассмотрения апелляции. В вышестоящем суде приговор обжаловала и защита, и обвинение. Адвокаты Дмитрий Чешков и Анатолий Кучерена просили приговор отменить и оправдать фигуранта. Прокуратура предлагала заменить ему реальный срок условным в 3,5 года.
Слушание в апелляции началось 26 сентября, но было прервано, поскольку защита и потерпевший ходатайствовали о просмотре дополнительных видеозаписей задержания Устинова. Судьи взяли тайм-аут, чтобы подготовить аппаратуру на случай удовлетворения просьбы.
Заседание в понедельник приковало внимание СМИ: на процесс аккредитовались представители 27 телекомпаний, было множество пишущих журналистов. Приезжавшая на прошлое заседание уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова на этот раз не пришла, прислав двух представителей.
По мнению замгенпрокурора Юрия Пономарева, назначенное фигуранту наказание в 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима являлось чрезмерно суровым, а суд первой инстанции не в полной мере учел характеристики Устинова, в том числе по месту его бывшей службы в Росгвардии. «Возможно добиться перевоспитания осужденного и достижения цели социальной справедливости без изоляции Устинова от общества», — говорилось в представлении Юрия Пономарева, озвученном 26 сентября на заседании суда.
По ходатайству прокурора Анастасии Зверевой 30 сентября были оглашены результаты служебной проверки действий сотрудников 1-й роты 3-го оперативного батальона ОМОНа, в ходе которой нарушений со стороны сотрудников полиции при задержании граждан 3 августа выявлено не было. Также судьи озвучили представленное защитой заключение специалиста, который отмечал, что в деле отсутствует «изображение, подтверждающее факт захвата рук [сотрудника ОМОНа] со стороны Устинова». Также специалист пришел к выводу, что в заключении судебно-медицинской экспертизы, имеющейся в деле, содержатся противоречивые данные и предположения, а само исследование не полностью соответствует методикам проведения экспертиз.
По ходатайству защиты в зале суда на телеэкране судьи изучили две дополнительные видеозаписи задержания Павла Устинова 3 августа на Пушкинской площади. Их защите передали журналисты Олег Козловский и Василий Полонский. Также тройка судей по просьбе потерпевшего Александра Лягина просмотрела еще одно видео из YouTube. Эта запись полностью совпадала с одним из видео защиты. Отвечая на вопрос гособвинителя Анастасии Зверевой, старший сержант Лягин рассказал, почему сотрудники ОМОНа задержали Павла Устинова. «Мы заприметили его в толпе, поэтому целенаправленно двигались [к нему]», — сказал сотрудник ОМОНа. По его словам, Устинов «смотрел в телефон», из чего были сделаны выводы, что он мог «координировать» действия демонстрантов. «Он смотрел в телефон — мало ли, какие действия он координировал? Ну и выкрикивал всякие лозунги», — сказал Лягин, уточнив, что выкрики слышал не лично он, а «его группа» (росгвардейцы).
На видео Лягин опознал себя, сообщив, что в тот день у него было 10-15 задержаний. При этом потерпевший предложил назначить Устинову наказание, не связанное с реальным лишением свободы. «Как человеку, который [ранее] служил в Росгвардии, я считаю, что не стоит назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы», — сказал потерпевший. При этом он настаивал, что получил травму, и посетовал на моральное давление в соцсетях. «Да, травма. Но больше идет моральное давление на меня и на Павла в сети Интернет», — сказал росгвардеец, уточнив, что это происходит в соцсети «ВКонтакте».
Сам Павел Устинов усомнился в том, что Лягин пострадал от его действий, указав, что потерпевший довольно высокого роста, тогда как задерживавший его сотрудник Росгвардии был ниже его, что видно на кадрах. «Мои руки находятся чуть ниже лица. У него рост один метр 75 сантиметров», — подчеркнул фигурант.
На заседании прокурор приобщила постановление Люблинского суда Москвы от 29 сентября, из которого следовало, что за «нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) Устинов был оштрафован на 10 тысяч рублей.
По мнению прокурора Анастасии Зверевой, постановление о привлечении Устинова к административной ответственности является одним из доказательств вины и по уголовному делу. «Он был привлечен за то, что, игнорируя сотрудников полиции, скандировал определенные лозунги», — заявила прокурор. Она настаивала, что вина Устинова была также доказана и просмотренными в суде видеозаписями событий, в том числе и представленными защитой. «Потасовка с сотрудниками ОМОНа видна и на одном и на другом видео, только отличаются ракурсы, — заявила она. — Суд сделал правильные выводы о виновности Устинова».
При этом Зверева согласилась с мнением своего руководства о том, что при назначении наказания суд первой инстанции не учел характеристики Устинова по месту учебы в Высшей школе сценических искусств под руководством Константина Райкина и службы в Росгвардии, а также личное поручительство народного артиста России за своего подопечного. Зверева просила заменить Устинову наказание в 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима условным с испытательным сроком в течение четырех лет.
В свою очередь, адвокаты осужденного Дмитрий Чешков и Анатолий Кучерена ссылались на то, что разбирательство в Тверском суде было необъективным, а защита была лишена возможности предоставить свои доказательства. «Суд не разбирался, а гнул свою линию, игнорируя доказательства защиты», — заявил Дмитрий Чешков. Он рассказал, что следователь давил на его подзащитного, предлагая во время визитов в СИЗО Устинову «подумать над признанием вины», и приводил в пример Данила Беглеца, который ранее признал вину. «Он говорил, что тот точно получит свой условный срок», — сообщил Чешков (в итоге Данила Беглец получил два реальных года заключения. — Business FM).
Адвокаты утверждали, что Павел Устинов не интересовался политикой. «Он не участвовал в митинге, ничего не скандировал, и не было необходимости его задерживать», — указал Чешков. А Анатолий Кучерена обратил внимание судей на то, что просмотренные в суде видео не подтверждают версию потерпевшего о противоправных действиях Устинова. «Мы слышим, как кричит женщина, шумы улицы, но мы не слышим лозунги. Если вы говорите, что он нарушил общественный порядок, почему мы это не слышим?» — задал адвокат вопрос своему процессуальному оппоненту. Он добавил, что не увидела защита на кадрах и обстоятельств, при которых потерпевший получил травму. «Для того чтобы оказать тянущее воздействие [на плечо], нужно произвести захват», — указал Дмитрий Чешков. Защитники просили постановить оправдательный приговор с учетом «безупречной репутации» своего подзащитного.
Сам Павел Устинов назвал «стечением обстоятельств» свое задержание на митинге, в котором он не участвовал. По его словам, он стоял у метро «Пушкинская» и просто хотел позвонить другу. «Меня задержали с нарушением закона. Вы сами видели, что я ничего не скандировал, просто стоял», — обратился он к судьям, добавив, что «не представлял опасности» и у него «в природе нет нанести кому-то вред». По его словам, даже когда ему стали заламывать руки, он просто сказал сотрудникам ОМОНа спокойным тоном: «Спокойно». Устинов добавил, что уважает сотрудников Росгвардии, в которой сам служил, и «не желает крови». «Я не хочу, чтобы и сотрудников наказывали за превышение полномочий», — сказал он, призвав судей «взвесить все за и против» и «увидеть правду». «Я прошу вынести мне оправдательный приговор и отменить незаконное решение», — попросил Устинов.
Для того чтобы принять решение, коллегии из трех судей потребовалось десять минут. После окончания слушания адвокаты заявили, что не согласны с решением суда и намерены обжаловать его в кассации. С защитниками был согласен и осужденный. «Преступлений я не совершал, никаких противоправных действий я не делал, вот и все», — сказал фигурант, прежде чем оправиться домой.
Мать Устинова Татьяна заявила, что «приговор был определен»:
— Нервничали?
— Да нет, не нервничали. Приговор был определен, и в требовании заместителя генпрокурора это уже ясно прозвучало. Рады уже были, когда его сразу выпустили, это уже было признаком. А теперь уже будем рады, когда полностью восторжествует справедливость. Все равно так же нельзя сдаваться.
Член Совета при президенте по правам человека Николай Сванидзе сказал Business FM, что считает приговор Устинову «абсолютно несправедливым, но абсолютно ожидаемым».
А вот как прокомментировал год условно Устинову актер театра и кино Михаил Ефремов:
Михаил Ефремов актер театра и кино «Конечно, надо было его вообще оправдывать, но что ж... Это полумеры».
Бывший сотрудник Росгвардии и выпускник Высшей школы сценических искусств под руководством Константина Райкина 24-летний Павел Устинов был задержан 3 августа в ходе запрещенной властями акции оппозиции на Пушкинской площади. Обвинение утверждало, что он якобы выкрикивал лозунги, а во время задержания вывихнул плечо сотруднику ОМОНа старшему сержанту Александру Лягину. Подсудимый вину не признал. Он настаивал, что вообще не был на митинге, а на Пушкинской площади ждал друга.
В ходе процесса в районном суде гособвинение требовало для Устинова шесть лет заключения, а защита просила оправдать. Тверской суд Москвы 16 сентября признал Устинова виновным в применении насилия, опасного для жизни или здоровья, к представителю власти (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Она предусматривает наказание на срок до 10 лет заключения. Устинов был осужден на 3,5 года колонии общего режима.
Приговор Устинову вызвал большой общественный резонанс, и уже 20 сентября Мосгорсуд по ходатайству прокуратуры освободил осужденного из СИЗО под подписку о невыезде. Обвинение вслед за защитой обжаловало приговор. Этому предшествовало заявление главы Росгвардии Виктора Золотова, сказавшего, что он бы дал Устинову максимум «год условно».
Ранее столичные суды уже приговорили других четверых фигурантов так называемого московского дела Данила Беглеца, Ивана Подкопаева, Кирилла Жукова и Евгения Коваленко на сроки до двух лет до 3,5 года колонии. Их приговоры еще не вступили в силу. Мосгорсуд 30 сентября рассматривает жалобу на приговор получившему 3,5 года Подкопаеву. Сегодня же, 30 сентября, здесь слушается вопрос об изменении меры пресечения еще одному фигуранту «московского дела» — арестованному 3 сентября Никите Чирцову. На момент написания материала стало известно, что Мосгорсуд оставил его в СИЗО.