Сын Виктора Кудрявцева: «Раз его перевели даже не под домашний арест, значит, никакого ужасного секрета там нет»
Ученого, обвиняемого в госизмене, решили отпустить под подписку о невыезде. С чем это может быть связано: с тяжелым заболеванием или отсутствием доказательной базы?
Читать на полной версииФСБ изменила меру пресечения и отпустила из СИЗО под подписку о невыезде 75-летнего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене. Источник в медицинских кругах сообщил ТАСС, что у Кудрявцева выявили тяжелое заболевание.
Business FM поговорила с его сыном — Ярославом Кудрявцевым.
— Его действительно отпустили, перевели на подписку о невыезде и надлежащем поведении, как там написано. В СИЗО у него последнее обследование обнаружило онкологическое заболевание, я бы не хотел детально рассказывать, его выпустили лечить. То есть теперь он попадает под постановление правительства, которое не разрешает держать в СИЗО. Кроме того, надо полагать, что и состояние расследования таково, что держать его там, видимо, они считают, уже нет особенного смысла.
— Его в больницу отправили?
— Нет, его отправили домой. В больницу он уже сам будет устраиваться. Вчера ночью приехал и у себя дома находится. Его состояние не настолько плохое, что его прямо надо выносить.
— Получается, как-то меняется отношение следователей к делу? Что сейчас с ним?
— Дело продолжается, там же есть еще один обвиняемый, который находится в «Лефортово». В принципе, расследуют они. Другое дело, раз его перевели даже не под домашний арест, значит, никакого такого уж ужасного секрета там нет, что он должен прямо сидеть в «Лефортово», ни с кем не общаться, то есть то, что его выпустили, говорит о том, что все не так уж страшно. Мы надеемся, что и дело развалится, даже не потому, что он тяжело болен, а потому, что придут к выводу, что там нет фактов, которые ставили ему в вину.
Ученый ЦНИИмаш (подразделение «Роскомоса») Виктор Кудрявцев обвиняется в том, что передавал секретные данные о гиперзвуковых технологиях бельгийскому институту, с которым сотрудничало Минобороны. Он не признает своей вины и настаивает на том, что уже более 20 лет не имеет доступа к секретной информации.
В ноябре прошлого года Кудрявцеву предложили пойти на сделку со следствием: ему нужно было дать показания на своего коллегу и ученика Романа Ковалева в обмен на освобождение из-под ареста. Кудрявцев отказался от сделки. В июне Ковалева арестовали, с тех пор он в СИЗО «Лефортово», также по обвинению в госизмене.
В середине июля по такому же обвинению задержали ученого Сергея Мещерякова, который работал в Центре теплообмена и аэрогазодинамики ЦНИИмаш, где также работали Кудрявцев и Ковалев. Мещерякова отправили под домашний арест.
Авдокат Кудрявцева Иван Павлов считает, что в деле не хватает доказательной базы. Это могло быть одной из причин, по которой ученого отпустили из СИЗО.
— Под подписку о невыезде по такому обвинению, а он обвиняется в государственной измене, до этого выпускали всего лишь дважды. Это было в конце прошлого века — процесс по обвинению Александра Никитина, который впоследствии был оправдан Санкт-Петербургским городским судом, а также в 2015 году, когда из «Лефортово» тоже под подписку о невыезде освободили Светлану Давыдову, многодетную мать, которая также обвинялась в государственной измене за звонок в посольство Украины в Москве. Ее освободили под подписку о невыезде, а через несколько месяцев ее уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления. Я хотел бы верить в то, что дело Виктора Кудрявцева находится в одном ряду вместе с этими делами, которые я только что упомянул.
— Что здесь больше влияет — у следствия не хватает каких-то доказательств или все-таки состояние здоровья?
— Не могу вам сказать, что там послужило последней каплей. Может быть, состояние здоровья, а может быть, какие-то новые обстоятельства в деле, которые следователь добыл в результате предварительного следствия. Поскольку предварительное следствие ведется в строжайшей тайне, в том числе от стороны защиты, мы здесь можем только гадать, но кое-какие вещи мы знаем. Мы знаем, что обвинение является абсурдным, потому что человека обвиняют за то, что он совершил определенные действия в соответствии с полным регламентом, который существовал на то время в его институте.
Освобождение ученого из СИЗО не повлечет за собой закрытие дела. Кудрявцева отпустили по медицинским причинам, считает политолог Георгий Бовт.
Ранее правозащитный центр «Мемориал» признал Кудрявцева политзаключенным. За арестованных ученых из ЦНИИмаш вступилась РАН.