Похититель картины Куинджи рассказал о хайпе в Третьяковке
Прокуратура потребовала для жителя Подмосковья Дениса Чуприкова четыре года колонии. Сам он просил об условном сроке, рассказав о мотиве, толкнувшем его на преступление
Читать на полной версииЧетыре года в колонии строгого режима — такое наказание потребовала назначить прокуратура для 33-летнего уроженца Феодосии Дениса Чуприкова, укравшего картину художника Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковки этой зимой. На заседании суда подсудимый объяснил случившееся тем, что хотел привлечь к себе внимание — «хайпануть».
К заключительному заседанию мелкий бизнесмен, гендиректор некоего ООО «Мегаполис» Денис Чуприков тщательно подготовился. Он надел темно-синий костюм, белую рубашку в полоску, а также очки, теперь ничем не напоминая человека с татуировкой в виде звезды Давида на одной руке, чьи фото после ареста облетели интернет.
Еще когда его завел конвой, фигурант, «пользуясь случаем», принес на камеры публичные извинения Третьяковской галерее, а также Министерству культуры Российской Федерации.
Но прежде чем выслушать версию подсудимого, были оглашены показания 20 не явившихся свидетелей. Это были музейные смотрители, техники, сотрудники службы безопасности Третьяковки, а также Росгвардии. Из их показаний выяснилось, что в день кражи 27 января из музея, помимо картины, в гардеробе украли дорогую шубу. Кража картины же случилась в день рождения ее автора — Архипа Куинджи — в начале седьмого вечера. Смотритель Юлия Баранова призналась своей начальнице: она видела, как вор вынул картину из рамы и унес, но не остановила его, «так как впала в ступор».
Патриот с двумя высшими образованиями
Из материалов дела следовало, что до инцидента ни в чем серьезном уроженец Феодосии Чуприков замечен не был: он привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство, а также за нарушение правил дорожного движения, имел два высших образования и, как говорил сам подсудимый, являлся постоянным посетителем музеев. В своей собственности имел несколько машин, алкоголизмом и наркоманией не страдал.
По ходатайству защиты суд заслушал двух свидетелей, которые дали показания о личности подсудимого. Так, купивший у него одну из машин Михаил Андреев назвал Чуприкова «обычным гражданином, фанатом России». «У него все увешано гербами и так далее», — сказал свидетель, добавив, что в машине Чуприкова даже имеется портрет российского лидера. Не слышал он ни о материальных проблемах приятеля, ни о конфликтах в семье: «Насколько я знаю, у них семейная идиллия, можно даже позавидовать», — сказал Андреев.
В свою очередь, гражданская супруга подсудимого Юлия Замятина назвала мужа «добрым и отзывчивым человеком», который никогда не отказывал в помощи людям, помогал в строительстве одной из церквей в Подмосковье и являлся единственным кормильцем для нее и их годовалой дочери. У нее не было идей, почему муж совершил кражу.
Спонтанная идея
После этого выступил сам Чуприков. Он рассказал, что украл полотно не с целью наживы, а чтобы стать знаменитым. Картину, по его версии, он планировал вернуть на следующее утро, однако днем позже его взяли. «Я планировал вернуть картину обратно, но ФСБ работает быстрее», — посетовал он.
По словам Чуприкова, идея кражи возникла спонтанно днем 27 января. В тот день он на своем внедорожнике Мercedes вначале отправился в Манеж, но на выставку туда не пошел, поскольку у него были билеты на другую дату. Менять он их не стал и, чтобы не терять время, поехал в Третьяковку. О выставке Архипа Куинджи «Магия света» он узнал по радио. По его версии, у него было желание вернуть картину в тот же день, зайдя с другого хода, «но там были сотрудники полиции», а через два часа Третьяковка и вовсе закрылась. По мнению Чуприкова, это было даже не хищение, «а временное заимствование».
«О том, что сделал, жене не сообщал, а утром хотел вернуть картину, в идеале — повесить обратно. Цель хищения — хайпануть», — обозначил подсудимый свою позицию. Отвечая на вопросы гособвинителя, он сказал, что выбор пал на картину Куинджи (ее стоимость оценивается почти в 20 млн рублей) случайно. «Это совпадение. Все произошло спонтанно. Хронологически я ничего не просчитывал, ничего не планировал. Картина мне понравилась, и возникла идея хайпануть», — уточнил Чуприков.
При этом он не был согласен с тем, что нанес порчу картине, так как завернул ее в пуховик и оставил в нежилом помещении в Одинцовском районе Подмосковья, где хранил зимние шины (там в поселке Заречье Чуприков проживает вместе с семьей. — Прим. Business FM). Позже он оплатил стоимость восстановительного ремонта картины в размере 13 тысяч рублей.
Несмотря на это, Чуприков признал обвинение в полном объеме по статье «хищение предметов, имеющих особую ценность» (п. «в» ч. 2 ст. 164 УК РФ), по которой ему грозит до 15 лет колонии. По его мнению, это «было бы правильным». Ранее, в начале процесса, он заявил, что частично признает вину.
Однако ни раскаяние подсудимого, ни полное признание вины не помешали прокурору запросить для него четыре года колонии строгого режима. К смягчающим вину Чуприкова обстоятельствам гособвинитель, в частности, просила отнести наличие у него инвалидности второй группы, занятие благотворительностью и возмещение ущерба.
«Каждый может споткнуться»
В свою очередь, защитница фигуранта Светлана Горбунова настаивала на условном сроке, отметив, что преступление Чуприков совершил не из корыстного умысла, а исключительно для привлечения к себе внимания. «Похищение картины косвенно поспособствовало интересу к выставке, которую посетили более 380 тысяч человек, — заявила адвокат. — Конечно же, это не говорит, что нужно совершать подобные действия для повышения ажиотажа, но степень общественной опасности моего подзащитного явно преувеличена». Она просила суд изменить категорию преступления с особо тяжкого на тяжкое.
Однако ее мнение не разделили представители Третьяковки, которая была признана потерпевшей стороной. «Такие действия дорого обходятся, они сильно ударяют по престижу страны. Об этом теперь знают не только в России, но и за рубежом», — заявил один из представителей музея.
Сам Чуприков, как и его адвокат, также попросил об условном сроке, в последнем слове сказав, что «в жизни бывают всякие моменты». «Каждый может споткнуться. На Бутырском централе я понял, что совершил ошибку», — сказал он. Судья Елена Аверченко обещала огласить приговор 25 сентября в 14:30.