Во Франкфурте 22 сентября закрывается крупнейшая автомобильная выставка Европы и главная площадка для презентаций новинок немецкого автопрома. В этом году в Германию не приехали 30 мировых брендов, а сами хозяева сократили выставочные площади вдвое.

Есть ли будущее у автосалонов, и если да, то какое? Это главный вопрос прошедшей выставки во Франкфурте. Автосалон — больше не место презентации премьер и максимальной демонстрации линейки. Соревнуются в другом: концептах, мультимедийных и цифровых ноу-хау, автономном управлении. Иными словами, какой бренд дальше шагнул в будущее. Так, например, в этом году на стенде Mercedes на автосалоне почти не было выставлено реальных авто.

ВMW выставочную площадь сократил на две трети и больше не строит целый трек, где демонстрирует рев моторов. Зачем, когда можно показать все на экране, в мультимедийном туннеле, а лучше в очках виртуальной реальности.

Выставка больше не про конкретные автомобили, а скорее про мобильность. Какой он, наш транспорт будущего, и поспевают ли за ним сами автоконцерны? Handelsblatt так и пишет: «В эпоху цифровых технологий глупо ставить на сцену просто автомобиль». А Deutsche Welle добавляет, что Франкфуртский автосалон может скоро постичь судьба Детройта, некогда ведущего автошоу в Северной Америке. На прошлый не поехала половина автоконцернов. Они предпочли другую площадку — выставку потребительской электроники в Лас-Вегасе.

Своими впечатлениями делится Константин Мыльцев, он впервые побывал на автосалоне во Франкфурте.

«Была такая зона интерактивности, где ты по определенным коридорам проходишь и тебя погружают в инновации бренда. В том числе показывали, что автомобиль может подстраиваться под твое настроение — менять ароматы, температуру в салоне. В этом плане автосалон отличается от того, что я видел раньше. Во Франкфурте были выставлены экстремальные концепты, которые имеют мало отношения к реальности. Автомобили полностью пилотируемые, не имеющие руля, с поворотными креслами. Автобусы у Mercedes были представлены без водителя. Есть пилотные проекты, где «общение» автомобилей между собой и с дорожным движением. Автомобиль получает информацию от светофоров, ему дается рекомендация — либо ускориться, чтобы успеть, либо сбросить педаль газа и докатиться накатом. Для меня как представителя российского рынка количество реальных автомобилей, которые я смогу увидеть на дорогах Москвы, очень сильно ограниченно. Мы очень различаемся. Европа получит все эти продукты, клиенты будут их использовать, и продажи будут высокие. А то, что требуется неосновным рынкам, к сожалению, составляет 20-30% от того, что есть в Европе».

Канцлер Германии Ангела Меркель, которая в этом году, как и два года назад, открывала автосалон, больше всего говорила про электрокары и снижение выбросов углекислого газа — это болезненная для немецкого правительства тема. В этом году защитники климата не просто проводили демонстрацию у входа в автосалон — с плакатами они проникли внутрь и выбежали на сцену прямо во время речи канцлера.

Ангела Меркель федеральный канцлер Германии «Еще два года назад здесь нельзя было увидеть столько электрокаров, которые могут так далеко ездить на одной зарядке, их цена сейчас сильно отличается от машин, которые ездят на бензине или дизеле. Но они уже стоят здесь, готовые к продаже, и их можно купить. И, конечно, мы в федеральном правительстве также постараемся внести свой вклад, создать надежную инфраструктуру по заправке таких электрокаров».

Пока с этой инфраструктурой проблемы по всей Германии. Станции подзарядки действительно есть на всех автобанах и на парковках почти всех крупных торговых центров, но число электромобилей растет быстрее. Если пару лет назад такие парковочные места с зарядкой были пустыми, сейчас на них выстраивается очередь. Ситуацию комментирует Андреас Хуберт, представитель компании Brabus, которая занимается эксклюзивным тюнингом автомобилей Mercedes, Smart и Maybach.

Андреас Хуберт представитель Brabus «Простой пример: вы собрались куда-то ехать, из Франкфурта до Мюнхена. И все, вопрос встал. Вам может не хватить, надо останавливаться. Если сеть сама на автобанах в Германии не расстроена, есть возможность подзарядки, то, если вы заезжаете на парковку, а там два зарядочных места, три зарядочных места, перед вами очередь в количестве 20 автомобилей. Сколько вам надо ждать, чтобы подзарядиться? Здесь не очень комфортно. Чистая электрика — это спорный вопрос».

Автосалон во Франкфурте в этом году проигнорировали 30 компаний, и если Nissan, Volvo, Tesla и Mitsubishi не было и на прошлом, то отказ Toyota стал неожиданностью. Как итог — и сокращение посетителей. Если четыре года назад Франкфуртский автосалон увидели почти 1 млн человек, в этом году вдвое меньше — 500 тысяч.

Франкфуртский автосалон в галерее BFM.ru: