Обновлено в 21:11

Актер Павел Устинов, отпущенный Мосгорсудом под подписку о невыезде, покинул СИЗО и отправился домой. Павел уже записал видео, в котором поблагодарил всех за поддержку.

«Друзья, всем привет! Я вышел, я на свободе. Сейчас в безопасности, с семьей. Я благодарю всех, опять-таки общественность, Константина Аркадьевича Райкина и Александра Паля за то, что он запустил все это и активно развивал. Саш, спасибо тебе большое! Сейчас …у меня немножечко голова не варит, отдохнуть хочу, а дальше уже по мере поступления буду отвечать на вопросы».

Мосгорсуд ранее изменил меру пресечения Павлу Устинову, осужденному на 3,5 года за «применение насилия в отношении представителя власти» при задержании на несогласованной акции протеста 3 августа в Москве. Об этом сообщает ТАСС.

Как сообщил источник агентства, Устинов уже вышел из СИЗО. Позже сестра Павла Устинова в беседе с Business FM опровергла эту информацию, отметив, что есть только постановление о его освобождении.

Суд постановил освободить Устинова из-под стражи под подписку о невыезде до апелляции. «Обстоятельства, послужившие основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, изменились», — огласила решение судья.

Самого Павла Устинова в Мосгорсуд не доставили, он участвовал в заседании по видеосвязи. Его освободят, как только в СИЗО получат документы. «Я не буду скрываться и мешать производству по моему делу», — заявил Устинов в суде.

Решение суда в зале встретили аплодисментами.

О том, как проходило заседание, рассказывает побывавший в суде исследователь по России Amnesty International Олег Козловский:

— Гособвинение заявило, что Павел Устинов не собирается скрываться от следствия, скрываться от суда, мешать как-либо судебным заседаниям, давить на свидетелей, продолжать преступную деятельность — все те стандартные вещи, которые обычно обсуждают на судах по мере пресечения. Обычно прокуратура говорит о том, что обвиняемый всегда собирается именно этим заниматься, но здесь неожиданно они выступили, по сути, в его защиту. Новый адвокат Кучерена выступал достаточно кратко, был небольшой юридический конфуз, связанный с тем, что Кучерена собирался выступать также в прениях, видимо, он забыл, что прения по ходатайству не проводятся. Но он поддержал ходатайство прокуратуры, так же как его поддержал и адвокат Чешков, и сам обвиняемый Устинов — все это ходатайство, конечно, поддержали.

— Как-то объяснили, почему самого Устинова не доставили в суд?

— Никаких объяснений я не слышал. Возможно, это связано с тем, что все очень впопыхах делалось и просто не успели организовать доставку. Но судья пообещала, что решение доставят и уже сегодня до конца дня его должны отпустить.

— Кто пришел, много ли было журналистов или тех, кто просто пришел поддержать?

— Много людей пришло просто поддержать морально Павла, в том числе я видел его однокурсников и актеров — коллег Павла. Это, конечно, оказало большое влияние, я думаю. Вообще общественная поддержка, очевидно, была главным фактором, который привел к сегодняшнему почти чудесному освобождению, и она продолжается до сих пор.

Художественный руководитель театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств Константин Райкин назвал решение Мосгорсуда обнадеживающим. «Это только часть пути, и как начало этого пути меня это обнадеживает. Надо, чтобы это было доведено до конца и чтобы он был признан невиновным, приступил бы к своей мирной творческой жизни, чего он вполне достоин», — сказал он ТАСС.

Анатолий Кучерена, комментируя «Интерфаксу» освобождение Устинова из-под стражи, заявил, что «справедливость восторжествовала».

Представление в Мосгорсуд об изменении меры пресечения накануне направила Генпрокуратура по ходатайству адвоката Анатолия Кучерены. С учетом данных о личности Устинова и поручительства Константина Райкина содержание под стражей нецелесообразно, он не скроется от суда и не будет препятствовать рассмотрению его дела в апелляционной инстанции, заявил представитель прокуратуры.

Перед заседанием в Мосгорсуде уполномоченный при президенте РФ по правам человека Татьяна Москалькова сказала ТАСС, что, по ее мнению, Устинов содержится под стражей необоснованно.

К журналистам после решения суда вышла сестра Павла Устинова Юлия. Она поблагодарила актеров, журналистов, общественников и всех, кто вступился за ее брата:

«Резонанса никакого не ожидали совершенно, это было для нас шоком. Но я думаю, что благодаря ему это дошло до людей, до высших людей, и они действительно заинтересовались и посмотрели, что судья и прокурор вынесли не то, что должно было быть. С сердца камень свалился. Это наполовину облегчение, теперь мы ждем четверга. Я благодарна абсолютно всем: и СМИ, и общественности, и людям простым и непростым, и актерам, и даже генпрокурору за то, что он услышал нас».

По версии следствия, при задержании Устинов оказал сопротивление, вывихнул плечо бойцу ОМОН. Сам фигурант отрицает вину. При этом суд отказался рассматривать видео, которое, по мнению защиты, свидетельствует о невиновности Устинова: молодой человек в тот день встречался со знакомым на Пушкинской площади и не участвовал в акции протеста.

Заседание в апелляционной инстанции по рассмотрению апелляционной жалобы защиты и представления прокуратуры состоится в четверг, 26 сентября. Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной ранее сообщил, что ведомство считает доказанной вину актера, однако просит назначить ему наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

В среду, 18 сентября, у здания администрации президента в Москве прошла масштабная серия одиночных пикетов в поддержку Павла Устинова и остальных фигурантов «московского дела». Ей предшествовал флешмоб в социальных сетях, в котором приняли участие многие известные российские актеры.

Анатолий Кучерена заявил, что готов присоединиться к защите фигурантов дел о массовых беспорядках в Москве. «Хотя нужно понимать, что мои силы ограничены, я не могу разорваться. Поэтому защите нужно не бояться обжаловать эти приговоры, идти в высшие судебные инстанции», — сказал он. Адвокат отметил, что вошел в дело Устинова по просьбе Константина Райкина и высоко оценивает защиту Устинова на стадии следствия и суда. «Я считаю, что до моего участия в деле защита велась корректно и правильно. Другое дело, суд не учел ее доводы. При вынесении приговора суд не учел все обстоятельства. Там были отказы в допросах свидетелей, в изучении других материалов. Суд не должен этого делать», — заявил Кучерена.