«Мы очень много занимаемся сменой названий без толку». Можно ли сделать Superjet российским не только по названию?
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов не исключил ребрендинга Superjet. Поможет ли это возродить доверие к лайнеру?
Читать на полной версииОбновлено в 12:52
О возможном ребрендинге самолета Superjet компании «Сухой» глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал в интервью РБК. «У лайнера есть «детские» болезни, работа над ними идет, и со временем они пройдут. Возможно, ребрендинг необходим, и самолет получит русское название», — заявил Чемезов.
Он также отметил необходимость создания отечественных комплектующих для Superjet, подчеркнув, что обладатель крупнейшего парка этих самолетов, «Аэрофлот», жалуется на простои лайнеров из-за долгого ожидания запчастей. «Создадим сервисную компанию, которая будет обслуживать эти самолеты», — добавил глава госкорпорации.
Самолет «Сухого» изначально назывался Russian Regional Jet (RRJ). По-русски — российский региональный самолет, теперь это название осталось только в сертификации. Это был во многом имиджевый проект для страны: впервые за постсоветскую историю в России был построен новый авиалайнер, который спроектировали только с применением цифровых технологий. Superjet позиционировался как символ возрождения отечественного авиапрома, но коммерческого успеха так и не достиг.
Название с самого начала вызывало много вопросов. Понятно, что его делали в расчете на международный рынок, но этот расчет абсолютно не оправдался. Маркетологи посчитали, что региональные самолеты будут пользоваться спросом, но на практике они вообще не продаются. Смена названия может быть рассчитана на внутренний рынок, говорит генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
— Международного потенциала, конечно, у этого самолета никакого нет. В этом смысле какое-то более удобоваримое для русского уха название могло бы иметь смысл. Но мое мнение: необходимо не название менять, а самолет доработать до того стандарта, который требуется для коммерческих авиакомпаний.
— Какой будет эффект от ребрендинга?
— Я думаю, что эффекта от этого ребрендинга не будет никакого, самолеты Sukhoi Superjet получают, язык даже не поворачивается сказать «закупают», через государственную лизинговую компанию авиакомпании, которые тем или иным образом связаны с государством. Поэтому эти компании как брали, так и будут брать эти самолеты, и это никак не связано с их позицией. Это приказная такая штука. Что касается пассажиров, я думаю, что на сегодняшний день пассажиров, которые отказываются летать на Superjet, очень мало у нас в стране.
Переименованием можно обмануть пассажира, но не авиаперевозчика, считают эксперты. Проблемы не в названии, а в запчастях и постпродажном обслуживании, которые наконец-то заметил «Ростех».
В самолете действительно очень много иностранных комплектующих. По разным оценкам, от 60% до 80%. Двигатель с французскими корнями — французы делают турбину, и даже шасси, которое в Советском Союзе выпускало горьковское производственное объединение «Нормаль» для всех летательных аппаратов страны, вплоть до вертолетов и «Бурана», теперь иностранное. И в одночасье эти проблемы не решить. Ситуацию комментирует экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.
Вадим Лукашевич экс-конструктор ОКБ «Сухой» «Если мы не решим технические проблемы, связанные в первую очередь с постпродажным обслуживанием, то ребрендинг роли не сыграет. Мы должны предъявить заказчику качественно новый самолет с точки зрения обслуживания, уже без тех проблем, которые были у Superjet. Ну и, соответственно, пусть он называется иначе. Мы очень много занимаемся сменой названий без толку. Яркий пример — «Роскосмос». Корабль «Федерация», имя «Федерация» выбирали в ходе национального конкурса предложений. Теперь Рогозин решил, что это будет корабль «Орел». А корабля как не было, так и нет. Надо решить коренные проблемы. А как назовем? Да как захотим. Лишь бы все это хорошо летало. Это все непросто, и эти шапкозакидательские заявления, чтобы было больше российского, я воспринимаю как лозунг, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Да кто спорит? Конечно, лучше. Только быстро не получится, чудес не бывает».
После катастрофы весной этого года от закупки Superjet отказались почти все европейские партнеры, хотя сертификат безопасности ЕС у самолета не отозван, что свидетельствует о том, что он соответствует самым высоким стандартам безопасности.
Ранее Дональд Трамп предлагал ребрендинг Boeing после катастроф MAX в Индонезии и Эфиопии. И в концерне над этим задумались. А ирландская авиакомпания Ryanair, которая приобрела около 200 самолетов Boeing 737 MAX, просто их переименовала в Boeing 737 8200.
Один из крупнейших бюджетных перевозчиков в Европе еще не эксплуатировал воздушные суда данной модели, однако некоторое их количество уже построено специально для авиакомпании. И на появившихся в сети фото уже вместо надписи MAX на борту у лайнера красуется 8200.