Бедность — не налог. Костин предложил ввести минимальный доход, с которого не будут брать налоги
Андрею Костину возразил министр финансов Антон Силуанов. Какие подводные камни есть у идеи введения минимального безналогового дохода?
Читать на полной версииПредложение о введении минимального безналогового дохода президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин выдвинул на Московском финансовом форуме. В дискуссию с ним вступил Антон Силуанов. Какие за и против имеются у предложения Костина?
В стране сейчас много денег. Большой профицит бюджета. Да и собираемость налогов очень хорошая и как минимум останется такой. Так, может быть, ввести необлагаемый минимум доходов, с которого налоги брать не будут, предложил Андрей Костин.
Об этой идее нельзя однозначно сказать, хорошая она или плохая. Просто поступление налогов в бюджет — это как старые задачки по математике про бассейн. Если из одной трубы течет меньше воды, то, чтобы наполнить емкость, должно больше течь из другой трубы.
Самый простой пример — Европа. Там уже есть необлагаемый минимум. Например, в Германии, если человек зарабатывает в год девять тысяч евро, он не платит подоходный налог. Но кто-то же должен за это заплатить. Это делают те, кто хорошо зарабатывает.
В Германии и других странах прогрессивная шкала. То есть если и у нас вводить необлагаемый доход, то, по идее, одновременно нужно ввести и прогрессивку. В обозримом будущем этого точно не случится.
Кстати, известно, что нашей плоской шкале иностранцы завидуют. Особенно те, кто отдает в казну по 30-50% заработка. Причем люди платят налоги даже на пенсии. О германской системе рассказывает немецкий политолог Александр Рар.
Дискуссия на форуме была беспредметной. Костин предложил ввести минимум, но не сказал даже примерно, а с каких доходов, по его мнению, не стоит брать налог — 10 тысяч, 15 тысяч, 20 тысяч рублей?
У нас, кстати, самая популярная зарплата, по данным Росстата, 23,5 тысячи рублей. Небольшая. Но если, допустим, не облагать налогом суммы в районе этой цифры, то ручеек из трубы станет совсем тонким.
Зато легко прощупывается суть дискуссии. Банки, как и бизнес, заинтересованы, чтобы реальные доходы населения росли. Конечно, не из-за статистики, а из-за спроса на товары и кредиты. Ситуацию комментирует экономист Сергей Хестанов.
И наконец, еще два момента, на которые, отвечая Костину, обратил внимание Антон Силуанов. НДФЛ по большей части идет в региональные бюджеты. Если поступления снизятся, то где они будут брать деньги? Оплатит федеральный бюджет? Верится с трудом, точнее совсем не верится.
Но даже если оплатит… Сейчас у нас все хорошо, деньги, как уже было сказано, есть. Но они имеют обыкновение заканчиваться, особенно если наступит очередной кризис. И что тогда, забирать у граждан льготы? Реакцию граждан нетрудно предсказать.