Ключевым событием последних дней стал Восточный экономический форум. И из Владивостока пришло очень важное для российского ТЭК сообщение: «Роснефть» намерена построить на Дальнем Востоке завод по сжижению природного газа, мощностью более 6 млн тонн в год.

Строительство планируется в рамках проекта «Сахалин-1», чьи акционеры, помимо Роснефти, — американская Exxon Mobil, а также японские и индийские участники. Завод СПГ построят в Хабаровском крае, в поселке Де-Кастри. В чем преимущество этого проекта? В первую очередь близость крупнейших экспортных рынков сжиженного газа, отмечают эксперты.

Сергей Суверов старший аналитик «БКС Премьер» «Дальневосточный СПГ» имеет короткое транспортное плечо, примерно за один-три дня газ можно доставить, во-первых, до Японии, а Япония — это крупнейший рынок сжиженного природного газа в мире. И, во-вторых, топливо можно доставить до Китая и до других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китайский рынок к 2030 году должен удвоиться, то есть это такой феноменальный рост. Но не только Япония, Китай и Южная Корея являются возможными рынками для поставок дальневосточного СПГ, но также и более далекие рынки — Индия и Таиланд. То есть масштаб бизнеса «Дальневосточного СПГ» будет ориентирован на все страны АТР, поскольку это наиболее динамичные рынки с точки зрения потребления СПГ в мире».

После строительства завода «Роснефть» станет третьим в России по крупности производителем СПГ после «Газпрома» и «Новатэка». Важно отметить участие в проекте американцев. После введения санкций Exxon Mobil, к сожалению, пришлось выйти из большинства совместных предприятий с «Роснефтью», кроме «Сахалина-1». Санкции не затрагивают СПГ, и можно сказать, что таким образом американская корпорация еще и показывает желание работать в России, в тех областях, где это возможно.

Среди экспертного сообщества обсуждается и еще один момент: вот-вот будет запущен трубопровод «Сила Сибири», по которому наш газ пойдет в Китай. Не будет ли СПГ конкурировать с российским же трубопроводным топливом «Газпрома»? Аналитики считают, что нет. Как уже было сказано, потребление газа в Азии резко растет, так что рынка хватит на всех.

Эксперты говорят и о ряде других преимуществ «Дальневосточного СПГ». Это и вышеупомянутая логистика, и существующая инфраструктура, построенная в рамках «Сахалина-1». И конечно, опыт акционеров в реализации подобных проектов.