Европейский суд запретил «Газпрому» полностью загружать трубу «Опал». Ранее иск подала Польша. Из решения следует, что Еврокомиссия в свое время не учла интересы Варшавы. При этом, кроме «Газпрома», поставлять газ по «Опалу» некому.

«Опал» — это сухопутное продолжение первого «Северного потока». Сначала «Газпром» мог загружать трубу только наполовину из-за особенностей европейского антимонопольного законодательства. Производитель и поставщик газа должен пускать в газопровод и других игроков, поэтому для них и зарезервировали 50% мощности.

Но так сложилось, что, кроме «Газпрома», поставлять газ по «Северному потоку» в Европе некому. А еще в Европе периодически были сильные холода, и сначала для «Газпрома» просто делали исключение из-за погоды.

Потом Еврокомиссия и вовсе разрешила российской корпорации почти полностью загружать нитку своим топливом. И это была победа здравого смысла, замечает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Алексей Гривач заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности «Европейские правила о доступе третьих сторон не просто так сделаны, чтобы понизить эффективность использования инфраструктуры, а наоборот, чтобы повысить ее. И здесь ситуация прямо противоположная была, то есть был игрок рынка, который хотел воспользоваться, но из-за этого ограничения он не мог купить мощность. В итоге инфраструктура использовалась не оптимальным образом, а всего лишь на 50%, это абсурд».

Но решение Еврокомиссии не понравилось Варшаве, и она пошла в Европейский суд. Тот решил, что ЕК, когда разрешила «Газпрому» загрузить «Опал», не проанализировала, как это повлияет на безопасность газоснабжения Польши.

Дело в том, что Польша тоже покупает российский газ — около 10 млрд кубометров в год. Более того, это самый крупный покупатель нашего топлива в Восточной Европе. Через Польшу в Германию идет другой газопровод — «Ямал — Европа». И если Россия заполняет «Опал», то это опасность для поставок газа в Польшу и транзита.

При этом Варшава через пять лет хочет вообще отказаться от российского газа, а пока она решила резко поднять цены на транзит. Впрочем, дело не только и не столько в экономике. Польша — главный союзник США, которые хотят потеснить «Газпром» на газовом рынке Европы, поясняет польский политолог Матеуш Пискорский.

Матеуш Пискорский польский политолог «Все понятно с момента, когда начались переговоры с США по поводу поставок сжиженного газа и когда начался довольно большой проект, возглавляемый Польшей, чтобы страны Центральной и Восточной Европы постепенно переходили на поставки именно американского сжиженного газа. Так что любые попытки блокировать доступ «Газпрома» к европейским рынкам приносят пользу американским партнерам польского правительства».

Еще один интересант — Украина. Для нее рост поставок по «Опалу» обернулся потерями от транзита. Особенно это важно сейчас, когда Россия активно достраивает «Северный поток — 2». Наш транзитный контракт с Киевом действует до конца года, а договориться о новом пока не получается. Решение суда как раз подоспело к трехсторонним переговорам между Россией, Украиной и Евросоюзом 19 сентября.

В вердикте суда отсутствует здравый смысл. Никто, кроме «Газпрома», не может поставлять газ по «Северному потоку». Разве что российской монополии разделиться на несколько компаний, чтобы уж полностью соответствовать европейскому энергопакету. Хотя и это не поможет, да и никто на такое не пойдет.

Зато у Европы и Украины появился весомый аргумент, чтобы давить на Москву. А вот когда они все договорятся, ничто не помешает Еврокомиссии внести правку в старое решение, сообщить, что комиссары таки проанализировали влияние газпромовских поставок на энергобезопасность Польши и пришли к выводу, что все с ней будет хорошо.