Почему в России выросла «неформальная занятость»?
Количество занятых в неформальном секторе экономики во втором квартале по сравнению с первым, по данным Росстата, выросло на 1,5 млн человек
Читать на полной версииКаждый пятый работник в России трудится без оформления, сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата. Доля занятых в неформальном секторе экономики во втором квартале 2019 года выросла с 19,3% до 21,3% — до 15,25 млн человек.
Большинство работает по найму у предпринимателей или в фермерских хозяйствах. Четыре миллиона — это так называемые самозанятые, более миллиона человек живут натуральным хозяйством, имея свой участок, занимаясь охотой и рыбной ловлей.
Эти данные Росстат получает через опросы, то есть точно подсчитать такую занятность невозможно. Более того, в «неформальную занятость» не входят те, кто получает серую зарплату и не имеет трудового договора. Данные приблизительные, но отражают современную тенденцию — переход на самозанятость, отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
Игорь Поляков ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Это не прямые и качественные достоверные данные, потому что прямого учета нет, как было в советской экономике 30 лет назад. В рыночной экономике это невозможно, и получить и оценить данные можно только методом выборочного наблюдения. В основном это переход действительно в малое предпринимательство, самозанятые — там регистрация началась, идет пилотный проект в нескольких регионах, есть достаточно выгодные на этот момент финансовые условия».
Такой рост неформальной занятности некритичен и вписывается в динамику последних лет, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
— Причина очевидна: не хватает рабочих мест, прозрачной экономики. А раз экономика буксует, фактически стагнирует, не создаются рабочие места. Плюс не самый лучший предпринимательский климат, поэтому люди иногда вынуждены уходить в теневой бизнес. Ничего страшного в этом я не вижу, потому что те люди, которые создают продукцию в теневом бизнесе, во-первых, Росстат их досчитывает в ВВП, во-вторых, и самое главное, те деньги, которые они зарабатывают, они тратят на прозрачном рынке.
— Сильнее всего неформальная занятость развита на Северном Кавказе. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
— В закавказских регионах самая высокая безработица, в Ингушетии доходит до 25%. То есть люди не могут найти прозрачную работу. Если в Москве доля безработицы 0,3%, так в Москве и неформальная экономика минимальна.
Эксперты отмечают, что уровень неформальной занятости в России совпадает с показателями Италии. Для сравнения, доля таких работников в США и Ирландии не превышает 10%.