«Книги — это не бизнес, а пропаганда знаний»
Министр культуры Мединский при посещении книжной ярмарки заявил, что Россия занимает одно из последних мест в Европе по количеству книжных магазинов на душу населения
Читать на полной версииВладимир Мединский во многом прав. Да, Россия, по данным на 2017 год, действительно в тройке самых читающих стран мира. Впереди лишь Китай и Испания. И да, соотношение населения к числу книжных магазинов удручающее. Во Франции на 1 млн человек в среднем работают не менее 70 книжных. В «культурном» Питере — около 30. К примеру, даже в 300-тысячном Бонне открыты не менее 50 книжных лавок, большинство из которых принадлежат частным владельцам.
Вопрос министра понятен — почему мы читаем много, но купить книгу бывает непросто, особенно в небольших городах? Однако Мединский и сам в курсе, что после ликвидации Госкомиздата за книготорговлю в стране не отвечает никто. А сам бизнес не особо рентабелен. «Книжный магазин — это скорее учреждение культуры, чем торговая точка», — признает сам глава Минкульта. По его мнению, исправить положение можно — а именно снизить ставку аренды. Вот только не для всей отрасли, а для магазинов, располагающихся внутри музеев и библиотек. Такие меры ситуацию переломят едва ли, уверен владелец книжных магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов.
Борис Куприянов владелец книжных магазинов «Фаланстер» «Отстаем мы не потому, что у нас в музеях и библиотеках нет книжных магазинов, а потому, что у нас вообще нет книжных магазинов в городе. У нас очень дорогая аренда, и никаких льгот для аренды для книжных магазинов не существует. У Москвы, собственно говоря, например, есть своя книжная сеть, которая называется «Московский дом книги». Вот еще три года назад они закрыли 20 или 30 магазинов. Причем закрыли старейшие магазины, которые даже сложно себе представить, как они могут быть нерентабельны, как, например, магазин книжный на Остоженке с копеечной арендой государственной. Поэтому здесь одной помощью Мединского спастись невозможно».
Что же делать? За 11 лет тираж печатных книг обвалился более чем на 40%. Из всего объема производимой продукции в последние годы в лучшем случае удается реализовать лишь 60%. Люди все чаще предпочитают страницы не перелистывать, а свайпить на экране смартфона. Объем рынка электронных книг в прошлом году вырос на 35%, в денежном выражении это почти 5 млрд рублей. Или же 6% от оборота бумажной книги.
Мысль о том, что ни одна «читалка» полиграфию полностью не заменит, известна. Тем не менее все чаще на улицах можно встретить электронные библиотеки — где внутри не бумажные книги, а QR-код, перейдя по которому книжку можно купить и скачать прямо на девайс. Стоит ли говорить, что почти за любое массовое чтиво иногда и платить не нужно — скачал pdf и читаешь. Вместе с этим растет и онлайн-рынок книгопродажи. Причем наша ситуация схожа с американской. В Штатах хлеб у торговых точек забирает Amazon, у нас — два крупных игрока — Ozon и «Лабиринт». Но офлайн-рынок живет и вполне может расти. На примере Британии рассказывает глава группы компаний Carfax Education Александр Никитич.
Александр Никитич глава группы компаний Carfax Education «В Великобритании по законодательству книги — это один из немногих товаров, которые не облагаются НДС. Частая стратегия выживания — то, что они являются важным и незаменимым элементом местного сообщества, это место, где люди, которые знают друг друга, приходят, встречаются, обсуждают и чувствуют себя как дома. Даже популярным стало форматом расположение кофеен внутри книжных магазинов. Когда можно взять книжку с полки и пролистать ее или только что приобретенную книгу почитать. Многие люди любят книги, любят запах книг. И независимые книжные магазины делают ставку на, что ли, ауру книжного магазина как теплого, уютного места, где хочется задержаться, откуда не хочется уходить».
По такому принципу в России работают единицы. Один из примеров — «Гиперион» в Хохловском переулке, созданный энтузиастами в формате клуба и места для встреч и чтения любимой литературы. По мнению Мединского, если уж читать, то именно книги, но уж никак не комиксы. Сам жанр рисованных историй министр назвал «убожеством», а взрослых людей, кто их читает, — «дебилами». Владельцы магазина по продаже комиксов «Чук и Гик» написали в Twitter, что дебилами себя не считают, и напомнили министру о комиксе «Маус» Арта Шпигельмана, иносказательной истории про холокост, за которую автор получил Пулитцеровскую премию.