Есть ли место коляскам на митингах?
Родителей в двух семьях, пришедших на несанкционированные акции с маленькими детьми, хотят лишить родительских прав. Оправданна ли столь жесткая мера?
Читать на полной версииРодителей в двух семьях, взявших с собой маленьких детей на несогласованные акции, хотят лишить родительских прав. Это Дмитрий и Ольга Проказовы, а также Петр и Елена Хомских — к ним прокуратура озвучила претензии несколько дней назад. Судебные заседания начнутся на следующей неделе.
О том, что лишение родительских прав — это крайняя мера и несоразмерное наказание, говорят практически все опрошенные Business FM юристы и эксперты. И все-таки оба случая: с Проказовыми и их годовалым сыном, которого они передали своему родственнику, и с Хомских, которые толкали коляски прямо перед оцеплением, вызывают несколько вопросов.
Петр и Елена Хомских не скрывают, что не случайно гуляли 3 августа с трехмесячной и трехлетней дочками по бульварам, но говорят, что случайно оказались вплотную к ОМОНу, когда вынырнули из пешеходного перехода. А тут еще и коляски зацепились колесами, и пара на фоне рядов правоохранителей попала под прицелы видеокамер.
Кадры воспринимаются по-разному: на сайте канала «РЕН ТВ», где было опубликовано видео, действия пары назвали «провокацией, на которую росгвардейцы не повелись». И все же насчет идеи о том, чтобы ходить с младенцем на митинг, особенно несогласованный, многие родители могли бы поспорить. Ситуацию комментирует председатель движения «Матери России», экс-сенатор Валентина Петренко.
Валентина Петренко председатель движения «Матери России», экс-сенатор «Опасность все равно же есть, согласитесь, на любом митинге. А если бы толпа побежала и задавила детей? Или еще что-то такое. Умный родитель никогда не возьмет своих детей на какие-то вещи, которые будут проходить с большим скоплением людей, тем более они, предположим, знали о том, что акция не санкционирована. А если не санкционирована, то всегда есть опасность, что люди могут куда-то побежать, толкнуть. Мне кажется, что лишать родительских прав — это совершенно крайняя мера, и вряд ли она будет здесь оправданна. Может, для них первое предупреждение будет достаточно серьезным и это больше не повторится в их жизни. А дети опять пострадают и останутся без родителей. Мне кажется, на первый раз, может быть, достаточно будет обойтись некими другими мерами».
С другой стороны, многие родители ходят с маленькими детьми на фестивали и концерты, где скопление людей не меньше и тоже может начаться давка. Но все же на несанкционированных акциях, особенно учитывая то, каким образом они в последнее время проходят и пресекаются, риски выше.
Один из родителей мог бы побыть с детьми дома или уж, по крайней мере, не ходить с ребенком там, где ряды ОМОНа с дубинками и возможны столкновения. Звучат обвинения, что родители используют детей в качестве «живых щитов», якобы думая, что с младенцами их точно не задержат.
Хотя, скорее всего, дело просто в том, что детей не с кем оставить. И уж о лишении родительских прав с юридической точки зрения речь точно идти не должна, считает адвокат Адвокатской палаты города Москвы Антон Жаров.
Антон Жаров адвокат Адвокатской палаты города Москвы «Основания для лишения родительских прав четко прописаны в Семейном кодексе. И если совсем кратко их изложить — это пьет или бьет. То есть если человек является алкоголиком, наркоманом, если человек бьет ребенка, если человек его не содержит и вообще им не занимается, или совершил преступление против ребенка, или против члена семьи, тогда это является основанием для лишения родительских прав. Второй тезис здесь заключается в том, что лишение родительских прав является крайней мерой родительской ответственности. То есть родитель должен умышленно совершить определенные негативные действия против ребенка, и тогда, если никакие другие варианты не помогают, можно лишать родительских прав. Разумеется, ни под один случай, по крайне мере из того, что известно нам, эта ситуация не подпадает».
Дела семей Проказовых и Хомских, похоже, будут рассматривать одновременно. Заседание по лишению родительских прав Петра и Елены Хомских назначено на 2 сентября. Предварительное слушание по делу Дмитрия и Ольги Проказовых тоже перенесено на этот день.