Королева Великобритании Елизавета II одобрила план о приостановке работы парламента, предложенный премьер-министром Борисом Джонсоном, сообщает ВВС со ссылкой на Тайный совет. Тем временем в Вестминстере звучат призывы созвать альтернативный парламент, а фунт стерлингов в моменте терял более 1%.

Процедура под названием prorogation («отсрочка»), которой Борис Джонсон воспользовался для приостановки работы парламента накануне судьбоносного решения о Brexit, казалось бы, безобидная традиция. Каждый раз после окончания одной из сессий парламента и до начала следующей законодательный орган формально прекращает функционировать. Обычно перерыв длится несколько дней и не влияет на работу законотворческого органа — но не в этот раз. Из-за наложения весенних и осенних парламентских каникул prorogation продлится более 20 дней — при том, что до дедлайна выхода Британии из Евросоюза остается всего два месяца. Комментирует доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Такие акции бывали, но это обычно происходит весной, апрель-май. Иногда парламент ненадолго приостанавливает свою работу. Но чтобы это было сделано осенью… Более того, всем понятно, для чего Джонсон это делает: фактически он посягает на права парламента обсуждать Brexit полноценно. И в этом смысле совершенно понятно, что это многими было оценено как атака на парламентские свободы, на исконные британские правила игры и так далее. Поэтому это может иметь самые долгосрочные последствия. В частности, от Джонсона могут отвернуться и многие сторонники его собственной партии. Он держится не очень уверенно».

Вестминстер возвращается с летних парламентских каникул 3 сентября, и у парламентариев останется только неделя, чтобы заблокировать жесткий Brexit на законодательном уровне. В этот же период противники Джонсона — в том числе внутри Консервативной партии — попытаются провести вотум недоверия премьер-министру. Лейборист и теневой канцлер Казначейства Британии Джон Макдоннелл уже собрал встречу парламентариев, обязавшихся собрать альтернативную Палату представителей в случае приостановки работы Вестминстера.

«Я должен предупредить Бориса Джонсона, что премьер министры приходят и уходят. Хотя такого премьера мы еще не видели — главу правительства, который готов угрожать самой природе нашей демократии. Поэтому мы собрались здесь, чтобы продемонстрировать, что оппозиционные партии — и не только! — не позволят Джонсону совершить этот маневр, этот по-настоящему безрассудный маневр», — заявил он.

Джонсон настаивает, что он всеми силами пытается достигнуть сделки с Брюсселем, но его критики считают это притворством. Более того, по словам Джонсона, у Вестминстера будет достаточно времени для рассмотрения всего необходимого законодательства, несмотря на рекордную длительность prorogation в современной истории. Продолжает политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовт политолог, журналист «Он, конечно, насмотрелся на то, как намучилась его предшественница с этим самым парламентом и сколько слез в буквальном смысле слова стоили ей бесконечные согласования, и решил упростить процедуру. Хотя формально до конца октября — парламент ведь соберется где-то в середине октября — так или иначе он все равно может рассмотреть вопрос о в том числе и «жестком» Brexit. То есть это не совсем приостановка парламента с целью не дать ему проголосовать или не проголосовать».

Рискованный ход Бориса Джонсона по приостановке работы парламента в преддверии Brexit можно было бы назвать попыткой авторитарного переворота. Если бы все не происходило так по-английски. Никакого мошенничества, давления или угроз — просто ловкость рук и умелое использование сложнейшей политической системы, в которой даже отсутствует единая конституция. Но гамбит он и есть гамбит. Если оппонентам Джонсона хватит запала, правительство Джонсона может и не дожить до Brexit.