Зарубежная органическая продукция может исчезнуть с российского рынка уже в следующем году. Причина — вступление в силу с 1 января закона «Об органической продукции».

Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», как сообщил «Коммерсантъ», обратилась с письмом к главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву. В нем говорится, что некоторые требования закона невыполнимы. Это грозит покупателям отсутствием на прилавках привычных товаров, а поставщикам и сетям — «миллиардными убытками».

Сейчас вся импортная органическая продукция в российских магазинах имеет международные сертификаты, чаще всего полученные в Евросоюзе. На упаковке есть соответствующий знак и надпись «органический».

С 1 января 2020 года поставщикам придется перейти на российские сертификаты, и они готовы, но возможности сертифицирующей организации ограничены. Ситуацию комментирует инициатор обращения в Минсельхоз, исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев.

— Письмо было написано в Министерство сельского хозяйства, наша просьба была в том, чтобы найти какие-то способы, которые позволили бы компаниям оставить продукцию на рынке до того, как они сумеют полностью перетасовать свою продукцию и перемаркировать в соответствии с требованиями, которые налагает на них действующее законодательство.

— Тут кто-то, может быть, все-таки успеет?

— Успеть крайне сложно, потому что, во-первых, сертификационный центр только один. Плюс нормативно-правовая база еще не совсем урегулирована, поэтому возможность переходного периода могла бы решить проблему.

Как говорят эксперты, на отечественном рынке сейчас порядка 80% органической продукции — это импорт, и закон, видимо, направлен именно на то, чтобы создать законодательную базу для развития этой отрасли в России. Хотя во всех странах фундаментальные требования к органике одинаковые.

В растениеводстве это отказ от синтетических минеральных удобрений и химической защиты растений, в животноводстве — естественный выпас и натуральные корма, а в переработке — отсутствие усилителей вкуса, стабилизаторов и прочих веществ. Так что вся эта сертификация нужна, скорее, для галочки. Про органическую продукцию рассказывает фермер, аудитор независимой немецкой организации ABCert Андрей Лысенков.

Андрей Лысенков фермер, аудитор независимой немецкой организации ABCert «Наша органическая продукция, конечно, в каких-то деталях отличается, но в общем и целом что в Америке, что в Европе, что в России фундаментальные принципы производства органической продукции одни. Импортная продукция вам точно гарантирует, что в упаковке с органической продукцией именно органическая продукция. Что касается, например, импортного сырья, из которого российский производитель уже делает конечный продукт на территории России, здесь тоже работают европейские органы по сертификации в России, в том числе и я работаю. Здесь меньше, но есть какая-то гарантия. Что касается чисто российской органической продукции, то на территории России сейчас пока один, и то очень слабенький орган по сертификации всего лишь с тремя сотрудниками. Здесь, конечно, много вопросов, которые нужно решать».

Как и где купить российские органические продукты? Москвичка Ирина говорит, что верит только собственному огороду, хотя изредка она все же приобретает импортную органическую продукцию.

— Какие-то продукты я беру со словом organic. Корицу — хоть как-то гарантировано, что это корица, а не дерево какое-то потерли. Каши финские, брала даже какие-то органические макароны. Гарантированно, может быть, вырастили, сорвали, ничего не обработали.

— Где чаще приобретаете продукты?

— В больших магазинах, потому что на рынках сложно. Это надо ходить к определенному человеку лет двести, который тебя не обманет.

— Есть ли какие-то отличительные знаки того, что продукт действительно натуральный?

— Этого, наверное, сейчас и нет. Потому что сейчас очень хорошо развита химическая промышленность. Можно и запах, и вкус, и что-то добавить, долить, и будет как раз то, что нужно.

Проверенные фермеры на рынке и собственные чувства дают уверенности в качестве продуктов владелице вегетарианского ресторана Fresh Ирине Азаровой.

Ирина Азарова владелица вегетарианского ресторана Fresh «Наши фермеры — это, наверное, самый такой вариант. Потому что всему, что связано с маркировкой, нельзя сказать, что можно доверять. Как получены эти все бумаги, мы тоже не можем быть уверены. Много этих значков, но сколько-то значков, которые предполагают, что она органическая-органическая, а если их там чуть-чуть меньше, это значит, что органическая, но не совсем. Для обычного потребителя сложно это все».

На своем опыте скажу: я покупаю творог на даче у фермера, и если его заморозить, а потом разморозить, то на вкус он получается точно таким же, как в известном магазине, который позиционирует себя в качестве продавца органических продуктов.