Чем грозит Великобритании приостановка работы парламента?
Сенсационное решение уже привело к обвалу курса фунта стерлинга более чем на процент. Оппозиция обвиняет премьер-министра в попытке принудить парламент к «жесткому» Brexit
Читать на полной версииОбновлено в 16:27
Борис Джонсон планирует приостановить работу парламента Великобритании. Приостановка возможна в рамках противоречивой процедуры под названием prorogation — «отсрочка». Как правило, британский парламент формально приостанавливает работу после окончания одной и до начала другой сессии, это длится несколько дней и не влияет на деятельность законотворческого органа.
Тем не менее, если в период prorogation назначается так называемая королевская речь — выступление нового премьер-министра перед парламентом и королевой, это может отсрочить начало новой сессии. О назначении даты «королевской речи» новый глава правительства «просит» саму королеву, но ее одобрение считается формальностью, поэтому prorogation можно считать почти гарантированным.
По оценкам BBC, в этот раз приостановка работы британского парламента может продлиться до 23 дней. Это существенно усложнит деятельность Вестминстера, который планировал заблокировать потенциальный «жесткий» Brexit — выход из Евросоюза без соглашения. Очередной «последний» дедлайн Brexit — 31 октября.
О рискованном ходе Бориса Джонсона рассуждает политолог Георгий Бовт:
— Он, конечно, насмотрелся на то, как намучилась его предшественница с этим самым парламентом и сколько слез в буквальном смысле слова стоили ей бесконечные согласования, и решил упростить процедуру. Хотя формально до конца октября — парламент ведь соберется где-то в середине октября — так или иначе он все равно может рассмотреть вопрос о в том числе и «жестком» Brexit. То есть это не совсем приостановка парламента с целью не дать ему проголосовать или не проголосовать по этому вопросу и по условиям сделки. Саммит ЕС, по-моему, 17 октября должен состояться, и до этого времени парламенту придется помолчать в основном.
— Вестминстерская оппозиция может как-то воспрепятствовать плану Джонсона?
— Конечно, может. В парламенте слишком много мнений, в том числе и внутри Консервативной партии, по этому вопросу, и они «закопали» предшествующего премьер-министра своими бесконечными согласованиями, и в результате ни до чего договориться не удалось.
— Королева может не согласиться?
— В Англии, как известно, традиции работают лучше законов. Поэтому, конечно, теоретически может, но, скорее всего, согласится.
— У консервативной коалиции слабое большинство в Вестминстере — всего одно кресло. Насколько вообще вероятно, что Джонсону могут объявить вотум недоверия?
— Такое возможно, но пока, я думаю, он использует то время, когда парламент помолчит, для того, чтобы продавить свои условия выхода из ЕС.
Потенциальный конституционный кризис в Великобритании комментирует юрист по британскому праву, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев.
Владимир Гладышев юрист по британскому праву, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Это серьезное событие, что-то похожее было в 1949 году, но именно такого прецедента не было. Необычность этого шага в данный момент заключается в том, что продление парламентских каникул происходит не из соображений национальных бесспорных интересов, как это было раньше, а, как здесь считают, из узкопартийных соображений. У вестминстерской оппозиции очевидных политических средств для воспрепятствования плану Джонсона мало. Спикер палаты представителей тоже сказал, что будет всячески этому противодействовать. Но если королева скажет, что продлевает по рекомендации кабинета министров парламентские каникулы, то в этом случае остается внепарламентский бунт. Уже идет разговор о том, что в этом случае большинство в парламенте, если они наберут большинство противников этого шага, могут собраться в каком-то другом месте, что до некоторой степени является конституционной фантазией, но, по крайней мере, такие разговоры идут. Теоретически королева может не согласиться. Опять-таки в конституции нигде этого не написано. Если королева не согласится с рекомендациями кабинета министров, то это будет большой конституционный кризис».
Борис Джонсон настаивает, что у парламента будет более чем достаточно времени для того, чтобы принять все необходимые законы. Тем не менее в Лейбористской партии уже заявили об «угрозе демократии» и «темном дне в истории Великобритании». Против «жесткого» Brexit выступают и многие консерваторы: член парламента Доминик Грив назвал решение Джонсона «возмутительным».