Когда по-настоящему полетит МС-21?
На авиасалоне МАКС в Жуковском состоится первый публичный полет нового лайнера МС-21. Но можно ли сказать, что у России появился среднемагистральный самолет?
Читать на полной версииВладимир Путин 27 августа встретится с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Вероятно, лидеры обсудят недавнее обострение в Сирии и закупки российских истребителей. Эрдоган приедет на авиасалон МАКС в подмосковном Жуковском, он открывается 27 августа.
И там же пройдет премьера — первый публичный полет нового российского лайнера МС-21. Можно ли сказать, что у России получился среднемагистральный самолет, с учетом его проблем?
Российский магистральный самолет XXI века уже летает. Но теперь — настоящая премьера. Лайнер увидят в деле будущие пассажиры, а главное, потенциальные заказчики. Правда, говорить о том, что МС-21 готов, придется еще не скоро.
У самолета, который поступит в серийное производство, будет другое крыло, другой двигатель. На первых образцах стоят американские силовые установки компании Pratt & Whitney. В серии их заменят российские двигатели. Но они еще не готовы, продолжаются испытания, а в июле стало известно, что производитель внесет 11 изменений.
Поэтому что-то толком сказать о характеристиках этого самолета пока нельзя. Будет ли он таким экономичным, как планировалось, сколько в итоге будет весить, станет точно известно как минимум в следующем году. А скорее всего, позже. Тот же российский двигатель: надо еще доказать его способности, говорит экс-конструктор КБ «Сухой» Вадим Лукашевич.
Вадим Лукашевич экс-конструктор КБ «Сухой» «У двигателя, допустим, есть назначенный ресурс, например пять тысяч часов. Так вот, чтобы этот ресурс подтвердить, надо эти пять тысяч часов налетать, понимаете? Потому что у Superjet тоже был пять тысяч — шесть тысяч часов ресурс двигателя, а реально у него горячая часть двигателя начинает трескаться через две тысячи часов. В чем у него проблема? Двигателей не хватает. Самолеты стоят, двигателей нет, потому что если у тебя ресурс вместо шести тысяч две тысячи, то тебе надо двигателей в три раза больше. Это арифметика. Здесь то же самое. То есть еще двигатели свои ресурсы ни по экономичности, ни по ресурсу не подтвердили. Соответственно, и самолет тоже. Отсюда складывается вся экономика».
Главной проблемой стало крыло, так называемое черное крыло с использованием композитов — углепластика. Вообще-то, мы его уже сделали — по своей технологии, но из иностранных материалов. Недавно США ввели санкции против ульяновского предприятия «Аэрокомпозит», после чего американцы и японцы отказали нам в материалах.
Теперь придется делать свои. Это значит, что потребуется большая работа: создать крыло из новых материалов с другими характеристиками, испытать его, сертифицировать и так далее. На это потребуются дополнительные миллиарды рублей. В «Ростехе» сообщали, что из-за санкций серийный выпуск сдвинется с 2020-го на 2021 год. Но есть и другие оценки — два-три года, а может быть, и больше. Ситуацию комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Впрочем, санкции против МС-21 можно назвать и комплиментом. Американцы противодействуют тому, что мы создаем конкурента самых массовых в мире магистральных Airbus и Boeing. Хотя ключевое слово здесь — «создаем».
На вопрос, получился ли он, ответа пока нет. По большому счету на МАКСе покажут прототип лайнера. Зато незадолго до авиасалона создатель самолета корпорация «Иркут» показала ролик, как МС-21, который полетит в Жуковском, красят в бело-синие цвета. Так что точно можно сказать: ливрея у него красивая и очень нарядная.