«Бичей и быдло» признали монтажом
Как заявил губернатор региона Сергей Левченко, в рамках служебного расследования будет проведена дополнительная экспертиза
Читать на полной версииАудиозапись женского голоса, который приписывают главе пресс-службы губернатора Иркутской области Ирине Алашкевич, будет проверена повторно, поскольку содержит признаки монтажа. Об этом заявил губернатор Сергей Левченко. Он не пояснил другие детали, в том числе, принадлежит ли голос на записи самой Алашкевич. А это важно, поскольку пресс-секретарь ранее наотрез отказывалась признавать, что это она, и называла запись провокацией со стороны неких заинтересованных сил, не первый год якобы дестабилизирующих обстановку в регионе.
Напомню, запись, сделанная к слову не на публичном мероприятии, а на закрытом совещании, появилась в соцсетях и телеграм-каналах, несколько дней назад она попала в СМИ и разразился скандал.
Выяснилось, что людей, потерявших в результате паводка жилье, и пришедших на встречу с президентом Путиным, женский голос, похожий на голос Ирины Алашкевич называет «быдлом» и «бичевней». Критикует их стиль одежды и уровень образования. «У меня давно такого не было сгущения мерзости и гадости», — говорит неизвестная женщина, которую цитруют как главу пресс-службы губернатора.
Чиновница ушла в отпуск на время служебного расследования. Комиссия при губернаторе направила запись на экспертизу. Та нашла признаки монтажа. По словам губернатора Левченко, будет еще одна экспертиза, чтобы получить более точный и развернутый результат. На это потребуется не меньше недели.
Что возможно установить экспертизой? Говорит директор центра экспертизы и оценки ЕСИН Дмитрий Зиновьев.
Дмитрий Зиновьев директор центра экспертизы и оценки ЕСИН «Если вы эту запись нашли в интернет в том виде, в котором сейчас уже есть, если там имеются признаки монтажа, ни один эксперт не скажет, что было до этого, если была какая-то вырезка. Эксперт-фоноскопист сможет установить, во-первых, место склейки, на какой минуте, секунде был произведен монтаж, но говорить о том, что было на исходнике, он не сможет. Идентифицировать человека по голосу и звучащей речи, это тоже в компетенции эксперта-фоноскописта в паре с лингвистом, то есть установить, кто именно эти слова говорил».
Иными словами, ни сам по себе факт монтажа, ни экспертиза не может установить, искажался ли первоначальный смысл высказываний говорившей и насколько сильно он искажался. Если бы дело рассматривалось в суде, он назначил бы дополнительное расследование, возможно, опросил бы свидетелей, и собрав все доказательства, принял решение. Не факт, что обвинительное.
Поскольку установлено, что запись искажена, хотя и не установлено, насколько сильно, в отношении Алашкевич может действовать презумпция невиновности. Как в этом случае поступит губернаторская комиссия — вопрос неоднозначный, рассуждает управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Это не суд, это корпоративная некая экспертиза, поэтому говорить о том какие будут выводы комиссии и каковы будут выводы человека, который будет принимать решение, неясно. По аналогии с судами. Суд, наверное, усомнился бы и назначил дополнительную экспертизу. Надо уповать на определенную человеческую логику. Если есть основание считать, что есть риск подделки, то, наверное, здесь действует принцип презумпции невиновности. Скорее всего, вина окончательно доказана не будет».
Хотя губернатор говорил, что примет решение в зависимости от итогов экспертизы, раз главу пресс-службы не уволили сразу, скорее всего, еще до проверки было принято решение оставить Алашкевич при должности, считает политолог, доцент Иркутского государственного университета, Сергей Шмидт.
Сергей Шмидт политолог «Алашкевич имеет репутацию не просто лояльного, а преданного губернатору чиновника. Ну и плюс такой момент — высокопоставленных чиновников боятся увольнять, потому что они знают множество внутренних тайн. Вдруг они обидятся и начнут рассказывать. Тут самое интересное было, на каком из вариантов, положительного для Ирины Алашкевич итога этой проверки, остановиться. Либо заявят о том, что это не ее голос. Ну, это было бы совсем смешно, потому что ее голос знают десятки, если не сотни журналистов. Либо заявят о том, что обнаружен монтаж, и этот монтаж искажает смысл того, что было на самом деле».
Эксперт полагает, что точные детали экспертизы общественность никогда не узнает: комиссия сошлется на то, что губернатор ее итогами был удовлетворен.