В России 22 августа отмечают День национального флага
Триколор вновь стал официальным символом страны во время путча в августе 91-го, когда его впервые подняли над Белым домом
Читать на полной версииМосквич Игорь Серебряный вспоминает, что рано утром 19 августа 1991 года его мама должна была вылететь в Китай. Поэтому включили радио, чтобы узнать прогноз погоды. Вместо него услышали, что власть в стране переходит ГКЧП. После этого Игорь вместе с женой, которая не пустила мужа одного, поехал к Белому дому, точнее к Дому советов РСФСР. Помог возводить баррикады тем, что подтащил какую-то металлическую трубу. Своих от чужих отличали по триколору, рассказывает Игорь Серебряный.
Игорь Серебряный москвич «Понять по физиономии, свой это или чужой, было невозможно. Вот этот трехцветный флаг в тот момент действительно к себе притягивал все демократические силы. Когда танки застряли в туннеле на Садовом кольце, первоначально взяли флаг РСФСР красный с голубой полоской, вырезали из него серп и молот, пытались этим флагом размахивать. Люди переговаривались, что нельзя с этим флагом, никто не поймет, нужно искать именно триколор. Доставали откуда-то триколор из толпы, вешали на этот танк, и этот танк уже под бурю аплодисментов шел менять сторону».
Источников информации для тех, кто пошел защищать Белый дом, было крайне мало. Никакого интернета. Не говоря уже о соцсетях и мессенджерах. Выпуск газет, кроме «Труда», «Правды», «Известий», «Сельской жизни» и некоторых других изданий, запретили. Телевизор показывал только первую программу. На ней — балет «Лебединое озеро», кстати, он был в программе телепередач. Геннадий Янаев с трясущимися руками. И корреспондент «Независимой газеты» Татьяна Малкина, которая на пресс-конференции ГКЧП в прямом эфире на всю страну назвала вещи своими именами.
— Понимаете ли вы, что сегодня ночью вы совершили государственный переворот? Какое из сравнений вам кажется более корректным: с 1917 или 1964 годом?
— Что касается вашего утверждения, что сегодня ночью совершен государственный переворот, я позволил бы не согласиться с вами, поскольку мы опираемся на конституционные нормы. Мне не кажется корректным сравнение с 1917 годом или 1964 годом. Я думаю, что любые аналогии здесь просто опасны.
Более менее точных оценок, сколько человек с трехцветными флагами собралось возле Белого дома, конечно, нет. Но вряд ли будет ошибкой, если оценить в 100 тысяч. Люди менялись. Нужно было кормить семьи, покупать, точнее, «доставать» продукты. На смену одним приходили другие, поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что на улицы вышли сотни тысяч, а возможно, и миллион. Журналист программы «Время» Сергей Медведев 19 августа поехал к Белому дому, чтобы снять кадры «для истории». Но в итоге сделал репортаж, где был Ельцин на танке, баррикады, поговорил с защитниками Белого дома. И неожиданно, обойдя все запреты, материал попал в эфир главной телепрограммы страны.
— А откуда вы узнали, что нужно здесь собираться, что здесь баррикады строить?
— Вильнюс научил нас. Вильнюс научил. Они сделали репетицию, можно было ожидать это.
— Я сегодня работал, работаю на ЗИЛе, сердце просто подсказало идти сюда. Я пришел на Манеж, а оттуда с ребятами пришел сюда. И останусь на ночь. Позвонил на работу, чтобы меня отпустили сегодня.
Бело-сине-красный флаг в этом репортаже чуть ли не в каждом кадре. Не специально, конечно, просто он действительно был везде. Еще участники событий вспоминают, как колонна с триколором шла от здания Товарно-сырьевой биржи в Московском почтамте. Тоже символ того, что произошло в стране.