«Гагарин» построили, а как туда добираться — непонятно
Новый аэропорт Саратова сталкивается с особенностями строительства российских транспортных узлов
Читать на полной версииСаратовский аэропорт, как и много других российских строек, заслужил право на слово «многострадальный». И это несмотря на то, что его построил частный инвестор Виктор Вексельберг. История началась еще 11 лет назад. Потом наступил кризис, и о проекте забыли. Восемь лет назад на месте будущего аэропорта установили первый камень. Указали новые сроки, они не раз срывались. И вот наконец построили, дали имя Гагарина, и туда полетели первые самолеты.
Аэропорт в 20 километрах от города. И тут выяснилось, что ехать туда особо не на чем. Точнее, выяснилось это, конечно, не сейчас, но громко заговорили, как обычно, после постройки. Можно доехать на машине, такси или автобусе, но, как говорят местные, на трассе постоянно пробки. Да еще и проблема с парковкой. Недалеко есть две железнодорожные станции, но от них нужно еще дойти. А кроме того, расписание электричек несколько несовместимо с рейсами самолетов. Например, первая электричка приходит в 9:30 утра, а первый самолет в Москву улетает в 9:00. Власти предлагали несколько логистических идей, в том числе и довольно экзотичные, рассказывает журналист из Саратова Антон Касс.
Антон Касс журналист «Изначально говорилось, что скоростной трамвай. Но насчет того, что скоростной трамвай, — это такие прожектерства, потому что в нынешней власти, наоборот, занимаются тем, что уничтожают общественный транспорт в угоду частным перевозчикам. Анонсировался опять же доступ речным транспортом по Волге. Но, насколько я знаю, опять же за последние 20-25 лет в регионе полностью разрушен речной флот — один-два трамвайчика, там полный упадок, полная Сьерра-Леоне. Ситуация как в африканской стране».
В итоге власти Саратова пока остановились на новой железной дороге. Стоить она будет 2,5 млрд рублей. Для сравнения, сам аэропорт без учета взлетно-посадочной полосы и коммуникаций обошелся примерно в 8 млрд рублей. Причем 2,5 млрд рублей — это же первоначальная цена, а в ходе строительства «железка» со стопроцентной вероятностью подорожает. Окупаемость сомнительна.
Кстати, когда аэропорт еще не был построен, местные власти высказали здравую идею: точно не нужен «Аэроэкспресс». Видимо, учли опыт Казани, где до нового аэропорта пустили «Аэроэкспресс», а потом отменили, потому что прока в пустых поездах немного. Или Петербурга, где «Аэроэкспресс» до «Пулково» хотели построить. Хотели, но не стали. А теперь думают провести в аэропорт подземную железную дорогу, которая, кстати, может оказаться куда дороже, чем «Аэроэкспресс». О перспективах железнодорожного пути в Саратовский аэропорт рассуждает гендиректор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.
— Эта история бессмысленная, скорее всего, неосуществимая, вот и все. Вот и весь ответ. Пример всех остальных региональных аэропортов даже большего масштаба, не важно, Владивосток, Новосибирск, Петербург, извините, показывает, что это все бла-бла-бла.
— То есть не окупится или ее даже не достроят?
— Ее даже не начнут строить. Даже не начнут проектировать, как в Питере, дорогу железную до аэропорта. Там нет того пассажиропотока, о котором можно говорить. В российском городе-миллионнике такой истории быть не может, вот и все.
Власти Саратова, где живут меньше 900 тысяч человек, предполагают, что годовой пассажиропоток аэропорта составит 1 млн человек. Эту мысль разделяет и строитель аэропорта Виктор Вексельберг. Правда, у ныне закрытого предыдущего саратовского аэропорта пассажиропоток был в два раза меньше. Звучат идеи, что из Саратова полетят жители соседних регионов — Пензы, Волгограда и так далее.
Вот только полетят ли? У них есть и свои аэропорты. Да еще российские перевозчики сократили количество рейсов из Саратова, потому что у аэропорта слишком высокие тарифы. И заявили, что если не сокращать, то тогда не смогут продавать билеты по приемлемым ценам.
Но зато в стране появился очередной новый красивый аэропорт по имени «Гагарин», и кто-то уже сказал: «Поехали». Главное, чтобы на это не махнули рукой и не добавили: «Прости, Юра».