Переговорную тактику Дональда Трампа можно назвать «шок и смятение». Сначала приглашаешь сам себя в Данию — как писал Copenhagen Post, Трамп рассказал о визите до того, как получил приглашение от королевы Маргрете. Затем пускаешь в прессу слухи, что ты думаешь купить Гренландию, — естественно, в Дании крутят пальцем у виска, а премьер-министр называет идею «абсурдом». На выходных подтверждаешь, что просил администрацию рассмотреть такую возможность — как выразился Трамп, «по сути, это большая сделка по покупке недвижимости» — но отмечаешь, что это не главный пункт повестки визита в Данию. Во вторник просто постишь мем с золотым Трамп-тауэром посреди рыболовецкой деревни и подписью «Обещаю не делать это в Гренландии». А в среду отменяешь визит и пассивно-агрессивно благодаришь премьера Дании за «прямоту» и сэкономленные на поездке деньги.

Тем не менее отмена визита демонстрирует, что Трамп настроен серьезно и это не конец переговоров, а продолжение торга. Ведущий FoxNews Пит Хегсэт, которого WP называет «любимцем Трампа», спекулирует, что и отказ Дании — это попытка набить себе цену. Пока, по данным источников газеты, Вашингтон готов предложить Копенгагену либо 600 млн долларов в год за бессрочное пользование, либо неназванную «большую сумму» единовременно. Если забыть про стратегическую значимость острова, насколько это сопоставимо с экономической ценностью Гренландии? Говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов АКРА «Помимо исключительно интересной продукции редкоземельных металлов там существуют запасы железной руды, золота, алмазов. Ну и потом, не надо забывать про экономические зоны, которые вокруг любой территории малоостровной существуют, это и 20-мильная зона, и зона экономических интересов, куда попадают и рыбные ресурсы, и главное, что шельфово-углеродные ресурсы, которые могут представлять куда большую ценность. Поэтому заявленная цена не выдерживает никакой критики. Ну и в целом продажа территории за деньги в современном мире выглядит довольно малопривлекательной историей, поскольку мы все понимаем, что деньги обесцениваются довольно быстрыми темпами. Гораздо проще, если уж совсем не получается самостоятельно разрабатывать ресурсы, входить в соглашение о разделе продукции и уже совместно зарабатывать».

А этим уже начали заниматься китайские инвесторы. Forbes публикует обширный материал об инвестициях китайского холдинга Shenghe Resources в Greenland Minerals. Флагманским проектом компании является разработка залежей Кванефьельд, которые Australian называет вторым крупнейшим месторождением редкоземельных металлов, так необходимых производителям электроники. В прошлом году Пекин едва не выиграл тендеры на постройку в Гренландии сразу трех аэропортов — Вашингтону пришлось высказывать опасения, и в итоге издержки взял на себя Копенгаген.

Арктический остров вообще дорого обходится Дании — более двух третей бюджета Гренландии спонсируют датские налогоплательщики. Трамп не упустил шанс напомнить об этом датчанам: «Я считаю, что это хорошая идея, поскольку Дания теряет из-за этого 700 млн долларов в год».

В общем, несмотря на климатические условия, Гренландия притягивает глобальных игроков, продолжает старший корреспондент Danish Broadcasting Corporation Стеффен Кретц в эфире BBC.

«Как оказалось, добывать ресурсы и заниматься морским бурением в Арктике очень непросто — просто потому, что это Арктика и здесь соответствующий климат. Большие энергетические корпорации не смогли найти здесь тех запасов нефти и газа, на которые они надеялись. Тем не менее теперь жители Гренландии опасаются, что остров станет игральной картой в партии с участием больших игроков, таких как США и Китай. Обе страны очень интересуются арктическим регионом — льды Северного Ледовитого океана начинают таять, и здесь открываются новые транспортные пути. Так что жители Гренландии определенно обеспокоены».

Китай очень серьезно настроился на освоение Арктики — страна, северная точка которой находится на широте Тольятти, в прошлом году объявила себя «околоарктической державой». В Пекине уже придумали название для Северного морского пути вдоль побережья России — согласно официальному докладу властей КНР, это «Полярный Шелковый путь».

Трамп тоже, похоже, не думает отступать — вечером в среду он продолжил выпады в сторону Дании, упрекнув страну в недостаточном финансировании НАТО. Можно представить, что пустынный арктический остров — это лежащее посреди морозилки Северного Ледовитого океана привлекательное мороженое. Ничейное, если не считать «какую-то там» Данию. Главное, чтобы в Гренландии не появились «зеленые человечки».