Сейчас контрольный пакет акций в «Газпромбурении», почти 79%, принадлежат Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга. Подрядчика хочет выкупить дочка корпорации, «Газстройпром». По сделке есть формальное согласие сторон, но пока не могут сойтись в цене. Согласно источникам РБК, Ротенберг «так дорого запросил за компанию, что даже в «Газпроме» очень удивились».

При этом еще в 2001 году глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что бурильный подрядчик — непрофильный актив для корпорации. По его словам, продажа была необходима для снижения долга монополии. Почему «Газпром» решил вернуть актив назад? Мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Стройки «Газпрома» подходят к концу, и здесь два варианта для подрядчиков — либо они должны подталкивать «Газпром» к новым проектам, чтобы получать новый подряд, но сейчас «Газпром» достраивает международную часть «Потока — 2», это Восточная газовая программа. Возможность для получения таких крупных подрядов, которые были в 2000-2010 годах очень ограничена, и перспективы, по крайней мере, в получении гигантских проектов в будущем, довольно туманны. Поэтому частным бизнесменам, наверное, надежнее выйти из этого бизнеса, продать его кому-то. А желающих купить подобные активы, которые заточены под одну, максимум несколько крупных компаний, довольно мало. Заканчивается некий период, когда определенным частным бизнесменам дали заработать на тратах государственной компании в инфраструктурных проектах. А теперь этой инфраструктурной компании делают предложение купить обратно эти подрядные организации».

Подрядчик «Газпромбурение» оказался весьма прибыльным для Игоря Ротенберга. Отец бизнесмена, Аркадий Ротенберг, приобрел фирму в 2011 году, за 4 млрд рублей. За девять лет минимальный доход составил не менее 25 млрд рублей. Выручка подрядчика за прошлый год составила 79 млрд рублей, чистая прибыль — 9 млрд рублей. За сколько Ротенберг может отдать такой прибыльный актив? Мнение главного стратега «Универ Капитал» Дмитрия Александрова.

Дмитрий Александров главный стратег ИК «Универ Капитал» «Причин здесь может быть несколько — желание избежать обвинения в том, что крупные строительные контракты, подряды, уходят куда-то на сторону, и, соответственно, все деньги при проведении сложных, в том числе буровых работ, будут оставаться внутри холдинга. Вторая причина — возможность таким образом в условиях потенциального увеличения санкционного давления собрать внутри холдинга максимально большое количество компетенций, чтобы не обращаться куда-то на сторону. В мировой практике нет однозначного ответа на вопрос, где должны быть основные сервисы — вне крупной газовой компании или внутри. Сейчас основная точка зрения состоит в том, что это должен быть аутсорс. Но, тем не менее, есть компании, причем довольно успешные, и в России, и за рубежом, которые крупные сервисные услуги оказывают сами себе и имеют крупные сервисные подразделения. Здесь опять же даже прибыльный актив можно продать, если за него предлагают хорошую цену. И это всегда вопрос цены. Именно поэтому не могут договориться, видимо. Этот актив условно можно оценить примерно в одну выручку, в десять прибылей, то есть в 80-90 миллиардов рублей, если говорить о «Газпромбурении».

По словам источников РБК, если стороны все же договорятся о цене, сделка может быть оформлена уже осенью этого года.

К слову, еще одна фирма, проданная Ротенбергу, и которую «Газпром» может попытаться вернуть — «Стройгазмонтаж». Она занимается работами на газовых стройках. Выручка компании составляет 304 млрд рублей. «Газпром» продал ее бизнесмену в 2008 году.