«Немного терпения, артистизма — и делай с ним, что хочешь». Банки сообщили о новой волне мошенничества по телефону
Мошенники применяют продвинутые приемы, притворяясь, например, электронным голосовым помощником, и используют методы социальной инженерии
Читать на полной версииБанки сообщают об очередном всплеске телефонного мошенничества. Схема проста: получение кодов и паролей во время разговора с жертвой, а затем похищение денег с карты. Главное, создать впечатление, что звонят действительно из банка. Для этого мошенники используют все более изощренные и продвинутые приемы.
Злоумышленники научились маскировать свои номера под официальные, якобы банковские, или применять прямо по ходу разговора разные технологические примочки. Например, вставлять звуковые сигналы или притворяться электронным голосовым помощником. У жертвы создается эффект «полного погружения», и она уже не отличает мошенника от настоящего сотрудника банка.
Ситуацию комментирует редактор TJournal Дамир Камалетдинов, который недавно сам получал подобные звонки.
Дамир Камалетдинов редактор TJournal «Мне буквально в течение недели несколько раз звонили, все очень убедительно. Девушка позвонила, начала спрашивать по поводу несанкционированного перевода средств. Соответственно, я сразу понял, что меня пытаются обмануть, потому что денег у меня там никаких нет. Но благодаря тому, что она очень убедительно говорила, я даже засомневался и проверил баланс на всякий случай. Основное, почему сразу можно заподозрить мошенничество, это то, что пытаются что-то узнать, любые данные. Звонит не какой-то конкретный человек, а они могут переключать якобы между несколькими сотрудниками. Это создает эффект, что действительно звонят как будто из какого-то кол-центра банка. Научились очень точно копировать стиль разговора настоящих сотрудников банка».
Так называемые черные кол-центры, подпольные организации, целыми днями названивают потенциальным жертвам. Беседа чаще всего сводится к тому, чтобы человек сам сообщил мошенникам нужные коды и пароли. Одни сотрудники раскручивают жертву на разговор, другие закрывают сделку и снимают деньги со счета.
Профессионализмы в речи — важная часть обмана. Согласитесь, весьма солидно звучат такие формулировки, как «расходная операция», «система безопасности», «несанкционированные действия». Деловой тон звонящего, подходящая манера и скорость речи могут творить чудеса, говорит социальный психолог, преподаватель МГУ Алексей Рощин.
Алексей Рощин социальный психолог, преподаватель МГУ «Механика обмана достаточно примитивна и широко известна. Все зависит от терпения и артистизма тех, кто этим занимается. Люди проверяют, насколько человек вообще внушаем, насколько он готов поддаваться таким заходам. С одной стороны, чтобы у него повышалась тревожность, а с другой, чтобы он как можно меньше понимал в происходящем и хотел бы, чтобы это поскорее закончилось. И делай с ним, что хочешь».
Такие уловки во время разговора входят в так называемую социальную инженерию. По данным Сбербанка, ее доля среди всех случаев телефонного мошенничества составляет уже почти 90%. Зачастую звонящие располагают необходимой информацией о жертве: паспортными данными, номером карты, сведениями о последних транзакциях.
Иногда «черные» кол-центры выкупают базы данных у хакеров, иногда сотрудники берут их со старого места работы, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Все крупные банки постоянно оповещают клиентов о новых видах мошенничества. Различных способов обмана с каждым днем становится все больше. Следует помнить две вещи: ни один настоящий банковский служащий никогда не будет просить коды и пароли, а единственный реальный способ защиты — просто положить трубку и позвонить в банк.