Российские ученые обеспокоены ужесточением правил общения с иностранными коллегами
В рекомендациях Министерства науки и высшего образования, в частности, есть правила, что о встрече нужно предупреждать за пять дней, а в нерабочее время такие контакты возможны только с разрешения руководства
Читать на полной версииОбновлено в 14:40
Для российских ученых ужесточили правила общения с иностранными коллегами. Сканы рекомендаций Министерства науки и высшего образования, разосланных в июле подведомственным организациям, опубликовал в газете «Троицкий вариант» заведующий лабораторией Управления сложными системами Института проблем машиноведения РАН Александр Фрадков.
В частности, о встрече с зарубежными учеными нужно предупреждать за пять дней, предоставив список участников, и на встрече с иностранцем должны присутствовать как минимум двое российских ученых. Кроме того, контакты с зарубежными коллегами в нерабочее время возможны только с разрешения руководства, а после встречи ученые должны предоставить отчет с кратким описанием разговора, приложив к нему сканы паспортов участников.
Более того, у иностранных представителей науки не должно быть при себе никаких записывающих и копирующих информацию устройств при проведении встречи, что порождает вопросы: неужели теперь иностранных ученых надо обыскивать и отбирать у них мобильные телефоны?
Направленный документ носит рекомендательный характер, заявили Business FM в пресс-службе Минобрнауки:
«Направленный документ носит рекомендательный характер и отражает общемировую практику, тенденции и подходы при осуществлении взаимодействия с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. Данные рекомендации направлены, прежде всего, для учета показателей роста международных связей, в том числе в рамках реализации национального проекта «Наука», и ни в коем случае не направлены для осуществления контроля за организациями, подведомственными Минобрнауки России. Отмечаем, что и российские ученые и специалисты сталкиваются с определенными ограничениями и ужесточением при посещении организаций и ведомств за рубежом».
Не опасаются ли в Кремле, что это приведет к изоляции российской науки от мировой? С таким вопросом журналисты обратились к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
В интервью радиостанции «Говорит Москва» заместитель директора Пущинской обсерватории Физического института имени Лебедева РАН Игорь Чашей предположил, что новые правила могут быть связаны со скандалами вокруг ученых, которых обвинили в госизмене.
Во многом приказ отражает уже давно существующие правила, говорит главный научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН Сергей Богачев.
Сергей Богачев главный научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН «Этот приказ не создает какую-то новую реальность, в некотором смысле он формализует те условия, в которых сейчас осуществляются наши контакты с зарубежными коллегами. Действительно, к сожалению, некоторые вещи очень сильно заформализованы. В частности, действительно уже сейчас, по крайней мере у нас в институте и вообще, я полагаю, в Академии наук, после встречи с иностранным коллегой необходимо писать отчет об этой встрече с указанием, кто участвовал, вручались или принимались ли какие-то подарки. Перед этой встречей тоже очень много формальностей. Даже процесс получения визы. Я езжу во Францию по научным контактам, и, чтобы получить визу, некий начальник лаборатории, которая меня принимает, пишет со своей подписью приглашение, и мне на этом основании дают визу. К сожалению, чтобы иностранный ученый приехал к нам, все намного сложнее, приходится обращаться в миграционную службу, получение официальных разрешений, очень много сопроводительных писем, то есть контакты сейчас уже очень сложные. Не то чтобы Минобрнауки рушит какую-то систему — в некотором смысле министерство, возможно, пытается каким-то образом это формализовать».
Такие ограничения вызывают неприятные ассоциации, но пока проблем не было, говорит научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Института океанологии РАН Александр Агафонов.
Александр Агафонов научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Института океанологии РАН «Приказ я не видел. У нас был по институту приказ, регламентирующий отношения с иностранцами. И все как-то сразу вспомнили даже не советское время, а 37 год. Примерно то же было написано в регламенте, который у нас в институте появился в приказе, но это было где-то уже полгода назад, если не раньше. У нас просто таких контактов нет, мы общаемся, но на всяких конференциях. То есть пока просто не было прецедента, чтобы кто-то приехал из наших коллег и мы с ним встречались в институте. На конференциях пока вроде бы никаких проблем не было».
Против ограничений контактов в ученом сообществе высказался и старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Виктор Надеин-Раевский.
Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН «Ужесточение нормального человеческого общения — это, конечно, страшная вещь. Как ты можешь общаться, если ты сам не даешь какую-то информацию со своей стороны? Это всегда обмен информацией. Другое дело, что ты должен понимать, что можно, что нельзя. Но для этого люди, которые обладают какими-то секретами, дают соответствующую подписку, то есть так или иначе это защищенное общение. И поэтому дополнительно добавлять какие-то санкции — это совершеннейший бред».
Как отмечает «Московский комсомолец», под определение «иностранный ученый» в данном приказе попадают даже россияне, работающие по совместительству в иностранных институтах.
Заведующий лабораторией Управления сложными системами Института проблем машиноведения РАН Александр Фрадков отправил в электронную приемную министерства открытое письмо с требованием отменить приказ. Фрадков указывает, что рекомендации противоречат целям принятого нацпроекта «Наука» создать привлекательные условия для работы российским и зарубежным ведущим ученым.