Пресненский суд столицы санкционировал арест гражданского активиста Константина Котова, обвиняемого в неоднократных нарушениях на митингах. Об этом сообщает корреспондент Business FM. По решению судьи Елены Абрамовой Котов заключен в СИЗО до 12 октября. Он стал первым обвиняемым по данной статье, кого на следствии заключили под стражу.

На заседание приехали около сотни сочувствующих. Они начали собираться в десять утра, когда было запланировано заседание по избранию меры пресечения, а к полудню все свободное место перед судебным залом было заполнено.

Среди сочувствующих были замечены член СПЧ Татьяна Андреева, правозащитница Виктория Ивлева, журналист Виктор Шендерович, писатель Людмила Улицкая и лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. 56 активистов подписали за Котова поручительство. Виктор Шендерович признался, что не знает задержанного близко, но однажды стоял вместе с ним в пикете. Собравшиеся были уверены, что ничего противозаконного он не совершал. «Это безобразие, когда молодых людей, которые не совершали никаких преступлений, арестовывают», — сказала Людмила Улицкая.

Уголовное дело в отношении Котова по статье 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга) было возбуждено 12 августа. На следующий день его задержали, а следственное управление Следственного комитета по Москве предъявило ему обвинение.

На заседании следователь сообщил, что за последние полгода Котов трижды привлекался к административной ответственности. Так, он получил пять суток административного ареста за шествие в поддержку фигурантов «Нового величия», был оштрафован на 20 тысяч рублей за участие в акции в поддержку журналиста Ивана Голунова, а за участие в несанкционированном митинге оппозиции 3 августа на Трубной площади ему назначили десять суток ареста.

По словам следователя, 10 августа после разрешенной властями акции в поддержку оппозиции Котов переместился на Старую площадь, где «в составе группы граждан около 150 человек» принял участие в несанкционированном митинге. «Он скандировал различные лозунги, создавая помехи движению граждан», — заявил представитель СК, отметив, что не установлены все участники несанкционированных митингов и их организаторы. Он отметил, что, находясь на свободе, Котов может скрыться или передать неустановленным соучастникам ставшую известной ему в ходе расследования информацию. Представитель прокуратуры поддержал просьбу об аресте.

В свою очередь, защитница Котова Мария Эйсмонт сочла данные доводы голословными и просила ходатайство следствия отклонить. В качестве альтернативы нахождению в СИЗО она предложила домашний арест в квартире родителей своего подзащитного, поручительства 56 гражданских активистов или залог в сумме 300 тысяч рублей или больше.

По ее мнению, уголовное дело в отношении Котова завели незаконно, ведь, согласно постановлению Конституционного суда, уголовное дело за неоднократные нарушения на митингах может быть возбуждено, если действия лица носили общественно опасный характер и причинили вред здоровью граждан или имуществу. «А там были публикации в Facebook и мирное, хоть и несанкционированное, нахождение в тех или иных местах», — подчеркнула адвокат.

Сам Котов также выступил против ареста, сказав, что лишь реализовывал гарантированное ему конституцией право собираться «мирно без оружия». Он отметил, что, если бы была другая возможность, он непременно ею бы воспользовался, но пока ее, к сожалению, нет.

Однако, взвесив доводы сторон, судья нашла ходатайство следствия обоснованным и отправила фигуранта в СИЗО на два месяца, до 12 октября.

На своей странице в Facebook 34-летний программист Котов указал, что работает в компании DSSL, которая, как указано на ее сайте, производит системы видеонаблюдения, в частности программное обеспечение для распознавания лиц. На странице в соцсети также видно, что он поддерживал фигурантов дела «Нового величия» и «Сети», Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, активистку «Открытой России» Анастасию Шевченко и сопереживал украинским морякам.

По словам адвоката Марии Эйсмонт, с мая 2018 года Котов десять раз привлекался к административной ответственности. Он стал по меньшей мере шестым по счету фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье, появившейся в УК в 2014 году.

Первым и пока единственным осужденным по ней стал Ильдар Дадин. В декабре 2015 года Басманный суд столицы приговорил его к 3,5 года лишения свободы, впоследствии наказание было снижено до 2,5 года. 22 февраля 2017 года президиум Верховного суда РФ приговор отменил, а Дадина освободили и признали за ним право на реабилитацию. Впоследствии он отсудил 2,2 млн рублей за незаконное уголовное преследование.

Позже Следственный комитет России по Центральному округу столицы возбудил аналогичные дела в отношении еще троих участников мирных акций: Марка Гальперина, Ирины Калмыковой и 78-летнего Владимира Ионова. Дело в отношении Гальперина было, скорее всего, прекращено, но фигуранта об этом не уведомили. «Его не вызвали ни на одно следственное действие и не прислали уведомления, что дело прекращено, но узнавать это я по просьбе Гальперина не стала», — сообщила Business FM его адвокат Ксения Костромина.

Ирина Калмыкова в январе 2016 года укрылась от уголовного преследования на Украине. В мае 2017 года Тверской суд столицы вернул ее дело прокурору. Ее примеру последовал Владимир Ионов, отказавшийся от амнистии. Находившийся под подпиской фигурант уехал на Украину перед выступлением в суде с последним словом. В декабре 2017 года Преображенский суд столицы вернул его дело в прокуратуру.

В январе 2019 года Коломенский городской суд Московской области поместил под домашний арест еще одного обвиняемого по статье 212.1 УК РФ, противника мусорного полигона в Подмосковье Вячеслава Егорова.

Что же касается Константина Котова, то он стал первым обвиняемым по данной статье, кого на следствии заключили под стражу. Ильдар Дадин на протяжении следствия и судебного процесса находился под домашним арестом и был взят под стражу лишь после оглашения приговора.

Статья 212.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 600 тысяч до 1 млн рублей, обязательные либо исправительные работы, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет. Эту статью можно вменить, если гражданин ранее в течение 180 календарных дней больше двух раз участвовал в несанкционированных акциях и привлекался к административной ответственности по статье 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

В феврале 2017 года Конституционный суд признал статью 212.1 Уголовного кодекса законной, но разъяснил, что она «допустима, если эквивалентна характеру общественной опасности». Иными словами, ее следует применять только при наличии общественного вреда от акций. Суд также пришел к выводу, что обязательным условием применения статьи 212.1 УК РФ должны быть вступившие в силу решения за совершение не менее трех административных правонарушений.