Конец Атамбаева или начало революции?
Экс-президент Киргизии захвачен спецназом в селе Кой-Таш с третьей попытки. В чем корень конфликта между старым и новым лидерами Киргизии? И насколько масштабной может быть новая эскалация?
Читать на полной версииЭкс-президент Киргизии был захвачен спецназом в селе Кой-Таш с третьей попытки: первые две отбили его сторонники и охрана резиденции. Он арестован до 26 августа и помещен в СИЗО. Атамбаеву предъявлено обвинение в коррупции.
По данным киргизских СМИ, экс-президента допросят по факту захвата заложников и убийства замкомандира подразделения «Альфа» во время штурма его дома в селе Кой-Таш. В результате штурма пострадали около ста человек.
В четверг, 8 августа, тысяча сторонников Атамбаева собрались на центральной площади Бишкека. Вечером силовики вытеснили с нее людей. Во время беспорядков задержаны 40 сторонников экс-президента.
Среди республик Средней Азии Киргизия стоит особняком — за 30 лет независимости в стране сменились пять президентов. Но каждый из политических периодов закончился каким-то кризисом. Акаев был свергнут в результате «тюльпановой революции» 2005 года, Бакиев — в результате выступлений 2010 года, президент переходного периода Отунбаева оставалась у власти лишь полтора года. Атамбаев попытался разорвать порочный круг и уйти мирно, протащив на пост своего верного — как тогда казалось — соратника Жээнбекова. К чему это привело, рассказывает директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий Солозобов.
Юрий Солозобов директор международных проектов Института национальной стратегии России «Корень конфликта в том, что власть не передается по свистку, нельзя быть «серым кардиналом» в стране, где власть и собственность являются равными понятиями, — так не бывает в таких странах, как Киргизия. Как только президент действующий получает рычаги власти, получает контроль над финансовыми потоками, в том числе над знаменитым рынком «Дордой» с его большими «серыми» потоками контрабандных товаров, так сразу бывший товарищ становится не так уж нужен. А сам Атамбаев человек очень высокомерный, очень амбициозный, крайне несдержанный на слова и обещания. Его визит в Москву должен был охладить страсти, но по возвращении, видите, он решил идти на обострение, что фактически может привести к конфликту, расколу страны по линии север-юг».
Киргизия считается страной с довольно сильными клановыми отношениями. Традиционно киргизское общество можно было поделить на условные «северный» и «южный» кланы — к первому принадлежит Атамбаев, ко второму Жээнбеков. Однако до нынешнего кризиса оба вполне спокойно работали вместе — по словам собеседников Business FM, клановость Киргизии в последние годы если не сошла на нет, то снижалась.
Возможен ли на фоне сегодняшней конфронтации новый раскол общества? Вот что говорит эксперт Института общественной политики Кыргызстана Марс Сариев.
Марс Сариев эксперт Института общественной политики Кыргызстана «Если бы Атамбаев успел, как он планировал. В четыре часа у «Форума» собрались его люди, и оттуда они должны были двинуться к парламенту с требованиями отставки правительства, отставки президента. Фактически это революция, повтор 2010 года. Вплоть до мельчайших подробностей: в резиденции избили и отобрали оружие у спецназовцев. Если бы он успел пройти на площадь, то все могло находиться на грани гражданской войны. Но сейчас фигурант уже арестован, как бы это движение обезглавлено, потому что двигателем является только Атамбаев. Клановые группы сейчас присматриваются, на какой стороне будет перевес. Но в целом они, конечно, больше тяготеют к действующему президенту Жээнбекову, потому что он легитимен, за ним сила, силовые структуры, а Атамбаев пытался раскачать вектор север-юг и ставку делает на молодежь».
Атамбаев мог подчиниться повестке киргизской прокуратуры и не идти на обострение — возможно, тогда ему удалось бы добиться сделки с приемлемыми для себя условиями. Теперь, после сопротивления властям и гибели спецназовца, его единственная надежда — это новое восстание. Если же число и решимость его сторонников не превысит некой критической массы, экс-президенту предстоит отвечать перед правосудием — или, по крайней мере, перед тем, как правосудие представляют новые власти Киргизии.
Однако даже если Атамбаев окажется за решеткой надолго, он едва ли станет менее влиятельной фигурой. Атамбаев в прошлом самбист и человек в достижении поставленных целей более чем упорный.