Александру Лебедеву подрезали в Германии крылья
Авиакомпания Blue Wings, основным акционером которой является российский бизнесмен Александр Лебедев, с сегодняшнего дня приостановила полеты. Немецкий менеджмент и российский инвестор винят в этом друг друга
Читать на полной версииНемецкая авиакомпания Blue Wings, основным акционером которой является российский бизнесмен Александр Лебедев, с сегодняшнего дня приостановила полеты. Всем купившим билеты предлагают улететь рейсами других компаний или получить деньги обратно, сообщает Reuters.
Причина — финансовые сложности, сказывающиеся и на положении персонала компании. По данным Deutsche Welle, начиная с ноября зарплата 250 сотрудникам выплачивается с задержкой. В декабре сотрудники вообще не получили денег.
48% акций Blue Wings принадлежит швейцарской компании Alpstream AG, «дочке» Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева. Российский инвестор обвиняет в сложившейся ситуации менеджмент Blue Wings и полагает, что речь может идти о попытках довести компанию до преднамеренного банкротства.
На прошлой неделе Blue Wings уже предупреждала, что находится в сложном финансовом положении. Сегодня пресс-служба НРК сообщила BFM.ru, что за период с 2006 года (когда был приобретен пакет акций немецкого перевозчика) российскими совладельцами в развитие Blue Wings инвестировано более 120 млн евро.
Кроме того, Alpstream AG были закуплены новые авиалайнеры европейской сборки, которые, как уточнил в разговоре с BFM.ru пресс-секретарь Александра Лебедева Артем Артемов, в первую очередь предназначались по договору лизинга для Blue Wings. Таким образом, общий объем инвестиций в проект составил составил более 500 млн евро.
«Группа НРК полагает, что действующим менеджментом компании допущен ряд серьезных ошибок. У акционеров есть подозрения в злоупотреблениях и попытках довести компанию до преднамеренного банкротства, — говорит представитель НРК. — НРК обратилась к регулирующим органам Германии (LBA) с просьбой помочь восстановить контроль, совместно преодолеть организационно-финансовые трудности и восстановить деятельность Blue Wings. Со своей стороны, при соблюдении условий прозрачности компании и ее кадрового укрепления, НРК готова оказывать Blue Wings необходимую финансовую помощь».
Менеджмент Blue Wings, напротив, обвиняет в финансовых сложностях российскую сторону. Deutsche Welle со ссылкой на агентство dpa приводит слова пресс-секретаря компании Франка Лоренца (Frank Lorentz), который утверждает, что проблемы возникли из-за позиции российских инвесторов, поскольку они «постоянно говорили о выделении финансовых средств, но своих обещаний не выполняли».
Отметим, что это не первая остановка полетов Blue Wings за последние 9 месяцев. В апреле 2009 года Федеральное управление гражданской авиации Германии (LBA) отозвало у немецкого перевозчика лицензию на полеты из-за отсутствия необходимых финансовых резервов на счетах компании, которые позволили бы ей перевозить пассажиров в течение трех месяцев, что требуется согласно правилам Евросоюза. Перевозки были возобновлены только через месяц.
Позднее в интервью британской The Guardian Александр Лебедев утверждал, что простой Blue Wings обошелся ему в 20 млн евро. Кроме того, пока компания не осуществляла рейсы, другой немецкий авиаперевозчик — Lufthansa — открыл рейсы из Дюссельдорфа в Москву и Санкт-Петербург. Во время простоя Лебедев предлагал «Аэрофлоту» купить пакет Blue Wings за символический 1 евро, однако сделка так и не состоялась.
Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов разделяет позицию НРК по поводу причин возникших у авиаперевозчика проблем. «Если средства в компанию действительно вкладывались, а рынок авиаперевозок хоть и подвергся кризисному влиянию, но он все же существует, то значит, менеджмент не проявил достаточной грамотности для того, чтобы существовать в кризисных условиях», — осторожно высказался эксперт в интервью BFM.ru.
Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напоминает BFM.ru, что за прошлый год обанкротилось более 30 авиакомпаний, входящих в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).
При этом аналитики указывают, что слабым звеном Blue Wings является небольшая сеть маршрутов. Рейсы компании организованы в несколько городов Германии и Турции, в Бейрут, Москву, Петербург и Караганду. Пассажиропоток компании в 2008 году составил 1,1 млн человек, выручка — 154 млн евро.
«Понятно, что в условиях глобализации таким компаниям сложнее выживать на рынке и конкурировать с такими гигантами, как Lufthansa, — говорит Олег Пантелеев. — Хотя кризисный опыт показывает, что компании, работающие на локальных рынках, также могут добиться успехов. Вероятно, что менеджмент Blue Wings действительно не проявил достаточной гибкости. Кроме того, компания сейчас не обладает необходимым запасом прочности. И если НРК сейчас не может фиксировать убытки и инвестировать в компанию средства в кризисных условиях, то компании остаться на плаву будет очень сложно».
По предварительным итогам 2009 года объем перевозок пассажиров по всему миру сократится на 3,1%, а убытки отрасли составили 11 млрд долларов. По прогнозу Олега Пантелеева, в 2010 году ситуация в отрасли улучшиться, но это будет достигнуто за счет эффекта «низкой базы».