Фэшн-индустрия переходит в онлайн. «Спортмастер» уступил лидерство на рынке интернет-магазину Wildberries
За полгода доход сетевого гиганта составил 85 млрд рублей против 50 млрд рублей у офлайн-игрока. Как многолетний лидер на российском фэшн-рынке уступил место интернет-магазину и почему это знаковое событие?
Читать на полной версииВыручка группы компаний «Спортмастер» в январе-июне 2019 года выросла на 6-7% — до 51,5 млрд рублей без НДС. Лидер 2018 года, таким образом, опустился на второе место, уступив первую позицию интернет-магазину Wildberries Татьяны Бакальчук. Оборот последнего, как сообщает «Коммерсантъ», за полгода увеличился на 79% — до 85 млрд рублей.
В холдинг «Спортмастер» кроме одноименных спортивных магазинов входят сети O'Stin, Columbia, Skechers. В управлении группы — более 500 торговых точек в России и ближнем зарубежье.
У Wildberries — более 5 тысяч пунктов выдачи. Большая часть ассортимента — это одежда, обувь и аксессуары. Интернет-магазин торгует еще электроникой, бытовой техникой и товарами для ремонта. Свой успех в Wildberries объясняют расширением списка поставщиков. Среди новых партнеров — Mexx, Bugatti, Marks & Spencer, Hogl.
Фэшн-индустрия — это сложный рынок, на нем трудно победить. То, что произошло, знаковое событие, отмечает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Иван Федяков генеральный директор агентства INFOLine «Впервые в отдельном сегменте ретейла лидером становится компания, которая в первую очередь развивает онлайн-торговлю. Что интересно, это не сегмент бытовой техники и электроники, это не сегмент строительных материалов, где, казалось бы, и доля проникновения интернет-торговли выше, и потребители более близки к тому, чтобы покупать преимущественно продукцию через интернет. А это произошло вот в таком специфическом для интернет-торговли сегменте, как одежда и обувь, где, казалось бы, основными критериями выбора потребителей являются тактильные свойства продукта, примерка. Конечно, компания Wildberries поймала начало роста этой волны дистанционных продаж, но она еще и сделала этот процесс максимально удобным за счет того, что представила широчайший ассортимент продукции у себя на сайте — больше 13 тысяч поставщиков сегодня осуществляют продажи — и за счет своей ставки на пункты выдачи, где оборудованы места для примерки одежды. Но в то же время сегодня многие ретейлеры, понимая эти процессы, активно развивают свои собственные интернет-проекты. Та же компания «Спортмастер» активно работает с точки зрения продаж через интернет. Мы видим, что даже в продуктах питания идет активный рост в сегменте дистанционных продаж, сервисы доставки продуктов развиваются достаточно активно».
Сравнивать Wildberries со «Спортмастером» не совсем корректно, считает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Анна Лебсак-Клейманс генеральный директор Fashion Consulting Group «Wildberries — это не совсем розничный оператор, это агентская схема, где маркетплейс выступает витриной огромного количества брендов. То есть маркетплейс не вкладывает собственные средства и может до бесконечности расширять ассортимент, что, собственно говоря, Wildberries и делает в течение последнего времени. То есть если «Спортмастер» как ретейлер специализируется на определенных категориях товара, то Wildberries как агентское представительство брендов бесконечно расширяет свой ассортимент. Например, в 2019 году компания сама отмечала рост именно в этих расширяющих ассортимент категориях — это электроника, оргтехника, инструменты, канцелярские товары и так далее. Поэтому трудно проводить сравнение — это как проводить сравнение между оборотами торгового центра и розничной сети. То есть это сравнение не совсем правомочно, они в разных плоскостях бизнеса. Тем не менее именно быстрый рост Wildberries обусловлен в принципе трендом опережающего роста интернета: интернет-продажи растут в пять-шесть, а в некоторые годы и в десять раз быстрее, чем продажа офлайн».
Онлайн-магазины в модной индустрии сегодня занимают 10%. Кроме Wildberries ни одна другая интернет-площадка в прошлом году не попала в десятку крупнейших фэшн-операторов.