«Центр управления полетами» вывел деньги на орбиту
Центробанк рассказал, как из Московского индустриального банка ушли 80 млрд рублей: старая схема с новыми элементами
Читать на полной версииМосковский индустриальный банк попал под санацию ЦБ еще в январе. Тогда зампред регулятора Василий Поздышев говорил, что ЦБ не видит в этом банке криминальных историй. И вот прошло больше полугода, и Поздышев рассказывает «Ведомостям» о «центре управления полетами».
У Минбанка было примерно 50 заемщиков. Разные компании в разных регионах, которые занимались разной деятельностью. После того как в Московский индустриальный пришел регулятор, все эти заемщики одновременно перестали отдавать долги. Если проще — похитили деньги. Всего 80 млрд рублей.
Финансовые потоки всех этих должников контролировала одна структура: УК «Инвестиции. Финансы. Капитал». Сокращенно УК «ИФК». Отсюда и сравнение с Центром управления полетами (сокращенно ЦУП) — заемщики перестали обслуживать кредиты как по команде.
О том, что это было, говорит старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings Александр Данилов:
Александр Данилов старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings «Это попадает под общую концепцию кредитования собственников. Когда лимиты на кредитование собственников уже исчерпаны, то есть уже напрямую кредитовать нельзя, тем не менее все равно хочется. Надо, конечно, проверять такие связи юридические, по идее. ЦБ, имея доступ к юридической информации, мог бы, наверное, как-то смотреть на параметры этих кредитов. На информацию о том, кто там является учредителем, и тому подоное».
Последний тезис очень важный. У регуляторов есть все возможности, чтобы узнать о том, что с банком что-то не так, и вовремя проверить его клиентов. Хватает признаков, чтобы увидеть, что среди них есть странные структуры, которые созданы исключительно для того, чтобы вывести активы. Но 80 млрд утекли. Дыра по нынешним временам не такая уж и большая. Банк был довольно крупным, до санации входил в топ-40. Управлял им один из старейших российских банкиров — Абубакар Арсамаков, который начал финансовую карьеру еще в Советском Союзе. Его семье принадлежало больше 12% Московского индустриального. Арсамаков еще известен тем, что пытался стать депутатом Госдумы от «Справедливой России». Политическая карьера оборвалась, когда ЦИК обнаружил масштабные подтасовки во время голосования.
То, что произошло в банке, — из той же серии. Сама схема старая, когда в отчетности пишут не то, что происходит на самом деле. Продолжает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Но есть еще один поразительный факт. Тем самым диспетчером по выводу активов управлял заместитель главного бухгалтера Московского индустриального. А сервер этой компании находился непосредственно в помещении банка. Иными словами, деньги вывели нагло, с изощренным цинизмом. И банкиры явно заранее к этому готовились. В нужный момент в «ЦУПе» кто-то нажал на кнопку, и деньги вышли на нужную орбиту.