Экс-министр финансов Подмосковья взял расчет на сроки давности
Защита Алексея Кузнецова попросила суд прекратить 14 из 22 эпизодов его дела за истечением срока давности. Есть ли у него шансы на это?
Читать на полной версииВ Басманном суде столицы начался процесс по уголовному делу бывшего первого заместителя председателя правительства — министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова, обвиняемого в хищениях на сумму около 13 млрд рублей. По ходатайству прокуратуры срок выданного из Франции чиновника в СИЗО продлили еще на полгода. После этого защита ходатайствовала о прекращении 14 из 22 эпизодов дела за истечением сроков давности.
Дело бывшего министра Алексея Кузнецова приняла к своему производству лично председатель Басманного суда Ирина Вырышева. Для слушания выделили самый большой зал, в котором обычно проходят процессы с присяжными. Поскольку в деле свыше десятка потерпевших — это различные муниципальные предприятия Подмосковья, администрации городов и правительство Московской области, — пришлось заносить дополнительны столы. При этом в суд явилась лишь половина представителей потерпевших.
50-летний Кузнецов выглядел сосредоточенным. Ожидалось, что прокурор зачитает обвинительное заключение, а подсудимый выкажет свое отношение к нему. Однако до этого так и не дошло: гособвинитель попросила продлить обвиняемому срок ареста на полгода, на время процесса.
Защита предложила в качестве альтернативы домашний арест в квартире чиновника на Рублевском шоссе. Адвокат Кузнецова Леонид Карпов пытался убедить суд в том, что его клиент не скрывался от следствия и не знал о возбужденном в отношении него в 2008 году деле, а также о том, что в октябре 2010 года его объявили в международный розыск. По версии защитника, его клиент узнал о том, что на родине он преследуется в уголовном порядке, только 6 июля 2013 года, когда был задержан во Франции. Именно тогда сведения о его розыске появились в базе данных Интерпола, сказал адвокат. До этого никаких извещений, повесток и требований о явке он не получал. «Он вел открытый образ жизни, а его местонахождение было известно неограниченному круг лиц, о чем свидетельствуют многочисленные телепередачи, — сказал защитник. — Само изменение места жительства не было намеренным с целью уклонения от уголовной ответственности, а было обусловлено боязнью за свою жизнь. Если надо, он комментарии даст».
Однако его клиент так и не дал никаких пояснений на этот счет. А когда устанавливали личность, сказал, что находится в разводе. Стоит отметить, что его супругу, гражданку США Жанну Буллах, Басманный суд в январе 2019 года заочно приговорил к 11 годам лишения свободы по тому же делу.
По словам арестованного, почти три года — с 6 июля 2013-го до 12 апреля 2016 года — он содержался во французской тюрьме, позже вышел из нее под домашний арест. В декабре 2018 года его снова арестовали и выдали России. Доводы следствия о том, что в случае освобождения он станет давить на следствие или попытается уничтожить доказательства, подсудимый назвал несостоятельным. «Руки у меня развязаны, но ничего подобного я не производил. Этот аргумент несущественен», — заявил фигурант и также попросил о домашнем аресте. Однако Ирина Вырышева нашла доводы следствия обоснованными и оставила Кузнецова до 16 января 2020 года в специзоляторе «Матросской Тишины», именуемой в простонародье «Кремлевским централом».
Перед этим защитники зачитали ходатайство, в котором просили прекратить за истечением срока давности дело по 14 из 22 эпизодов, в том числе по всем девяти эпизодам легализации имущества, полученного преступным путем (ст. 174.1 УК РФ). Таким образом, по мнению адвокатов, в деле должно остаться лишь восемь эпизодов.
По данным обвинения, с 2005 по 2008 год Кузнецов в составе организованной преступной группы, в которую входили должностные лица правительства Московской области и иные соучастники, похитил у предприятий ЖКХ права требования задолженности к муниципальным образованиям, а также денежные средства областных организаций на общую сумму свыше 11 млрд рублей. Также, как сообщили Business FM в пресс-службе Генпрокуратуры, он совершил растрату еще на 2 млрд рублей. Похищенные средства были перечислены на счета подконтрольных фирм и иностранных компаний. Они были использованы на приобретение предметов роскоши и недвижимости за границей. В рамках уголовного дела Генпрокуратура добилась ареста парижской квартиры Кузнецова и его бывшей жены вместе с предметами искусства, а также виллы в Сен-Тропе и отелей, в том числе Crystal и Pralong, в Куршевеле. Кузнецову инкриминировали десять эпизодов мошенничества в особо крупном размере, девять эпизодов легализации имущества, приобретенного в результате преступлений, и три эпизода растраты. (ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 174.1, ч. 4 ст. 160 УК РФ).
По закону течение срока давности приостанавливается, если фигурант скрывается и объявлен в розыск. Однако, по мнению защитников Кузнецова, к их клиенту приостановка неприменима, так как он был не в курсе уголовного преследования и не скрывался.
Однако с ним не согласились прокурор и представители потерпевших. «Господин Кузнецов скрывался с определенного периода, и этот период не может быть засчитан в течение срока давности», — заявил представитель правительства Московской области. Его поддержала представитель Генпрокуратуры, отметив, что позиция обвинения «солидарна» с позицией потерпевшего. При этом она попросила суд предоставить время для того, чтобы изучить ходатайство защиты, дополнительно изучить 349 томов материалов дела и подготовить отзыв в письменном виде. Эту просьбу судья удовлетворила, отложив процесс до 14 августа.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает, что Алексею Кузнецову предстоит попотеть, чтобы доказать, что его отъезд из России не был связан с уголовном делом.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Одно дело, когда человек переехал за границу на постоянное место жительства, а другое — когда он выехал по туристической визе, подал заявление о предоставлении политического убежища и не вернулся. Кузнецову предстоит представить суду документы, обоснующие его выезд за границу: зачем и куда он уехал. Суд проанализирует их и сделает вывод, скрывался он или нет. В российской правоприменительной практике, как это ни странно звучит, в этом плане презюмируется презумпция виновности. Ведь все прекрасно понимают, что когда крупный чиновник неожиданно уезжает в Европу после возбуждения дела, он скорее скрывается, чем пытается сменить вид своей деятельности. Если он скажет, что у него был бизнес до отъезда, зарегистрированные компании, и он уехал, чтобы заниматься бизнесом, возможно, у него есть шансы».
В суд дело Кузнецова поступило для рассмотрения в особом порядке. Это значит, что процесс не займет много времени. В этом случае подсудимый признает вину, а суд не исследует собранные следствием доказательства. Это позволяет подсудимому рассчитывать на срок, не превышающий двух третей от максимально возможного.
На вопрос Business FM о том, на какое наказание рассчитывает защита, адвокат Леонид Карпов затруднился ответить, сказав, что все будет зависеть от того, сколько в деле останется эпизодов. По его данным, в настоящее время с учетом времени, проведенного его клиентом во французской тюрьме, под домашним арестом и в российском СИЗО Кузнецов отсидел семь лет и три месяца. Защитник подчеркнул, что его клиент признал все иски, которые подали к нему потерпевшие. При этом адвокат затруднился сказать, на какую они сумму заявлены.
Стоит отметить, что ранее семь подельников Кузнецова уже были осуждены, а еще несколько находятся в международном розыске. Одним из последних заочно получил срок гражданин США Дмитрий Котляренко. Басманный суд Москвы 31 июля текущего года заочно приговорил его к 11 годам колонии общего режима за хищения и отмывание имущества на сумму свыше 11 млрд рублей, сообщила Business FM пресс-секретарь суда Юнона Царева.