Обновлено 2 августа в 10:37

Минэкономразвития начало обсуждение проекта закона «Об обязательных требованиях», разработанного в рамках проекта «регуляторной гильотины», пишет «Коммерсантъ». Сейчас в России действуют около 2 млн видов требований и более 200 видов контроля. Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что «регуляторная гильотина» позволит сократить их число вдвое.

Согласно предложениям МЭР, обязательные требования должны быть опубликованы и внесены в публичный реестр. Если по истечении пяти лет они не актуализуются, то отменяются автоматически. Процедура актуализации включает обязательную публичную оценку того, как норма действует. Без положительной оценки и экспертизы продлить требование будет нельзя.

Требования к одному предмету регулирования не должны противоречить друг другу, а их соблюдение проверяться разными госорганами. Если противоречат, то граждане и организации сами выбирают, какое правило соблюдать.

Обязательные требования вступают в силу или 1 января, или 1 июля, но не ранее чем через полгода после принятия. Обратную силу они имеют лишь в том случае, если улучшают положение граждан и организаций. Документ касается практически любых обязательных требований, за исключением требований к госслужбе, обороне и ВПК, а также госбезопасности, атомной энергетике и Центробанку.

В специальном проекте Business FM «Регуляторная гильотина» предприниматели рассказывают о том, как непредсказуемые проверки останавливают производство. Так, предприниматель из Карелии заключил контракт с англичанами на поставку штанг, которые производит его компания. Но таможня не пропустила инвентарь и потребовала проверить упаковку товара на наличие «синих бактерий», а от ресторанов требовали отдельного помещения под названием «яйцебитня» и рекомендовали мыть посуду ветошью.

Поменяет ли что-то новый закон? Business FM узнала мнение самих предпринимателей.

Владелец интернет-магазина IQpuzzle.ru Василий Шапошников заявил, что не может представить, как «это все-таки будет реализовываться»:

Василий Шапошников владелец интернет-магазина IQpuzzle.ru «Мне кажется, есть большая вероятность того, что это все просто на нет сведется. Начнут обсуждать, а потом все это забудется. А те, кому нужны требования, которые к бизнесу предъявляются, так и останутся. Грубо говоря, как у наших депутатов неприкосновенность есть, вот так же и, мне кажется, эта история для всевозможных этих органов контролирующих. Зачем им себя от чего-то очень прибыльного избавлять?»

Генеральный директор ООО «Вариант Сервис» Олег Кривичанин считает «регуляторную гильотину» необходимой.

Олег Кривичанингенеральный директор ООО «Вариант Сервис» «Пять лет — это очень длительный срок. За пять лет могут загнуться, в принципе, бизнесы. Ежегодно нужно мониторить, что происходит в предпринимательском сообществе, консультироваться и упрощать жизнь. А пять лет… Тут же подход важен, а не период. Плюс будет, но кто до него доживет — неизвестно. Мышление-то чиновников не меняется, подход государственного давления на бизнес не меняется, а говорить об этом нужно. Но к чему мы приходим? Пока — ни к чему. Честно, мне полтинник исполнился, и что будет через пять лет, я уже даже думать перестал, потому что я не вижу света в конце тоннеля».

Предприниматель в агробизнесе Иван Зароченцев сравнил сроки закона с «походом к гадалке»:

Иван Зароченцев предприниматель в агробизнесе «Я думаю, что они такой срок ставят, потому что 2024 год — это тот год, в который вообще не совсем понятно, что будет дальше, поэтому, в принципе, назначить такой срок очень комфортно. Как поход к гадалке. Вот, вспомните, гадалка всегда говорит срок на будущее — три-пять лет, потому что это достаточно далеко, чтобы ей припомнили. И, в принципе, достаточно быстро, чтобы человек ощутил какие-то положительные эмоции».

Комментирует управляющий директор в группе компаний Mollie's Сергей Мылко.

Сергей Мылко управляющий директор в группе компаний Mollie's «Достаточно рамочный, как я понимаю, документ, который предусматривает кучу подзаконных дальнейших всяких документов, которые рожать будут в течение непонятно какого количества времени. Одновременно они в Госдуму не пойдут. На безрыбье и рак рыба. Но с учетом того, как наши «держиморды» — чиновничьи братья — будут все это толковать, то хаоса, боюсь, будет даже больше, чем раньше. Плюс только один — это какое-то начинание. А ходить в суд с нормами Конституции в нашем государстве дело безнадежное. Только трата денег и времени».

Президент группы компаний «Русский огород» Владислав Корочкин отметил, что в законопроекте «много всего хорошего, положительного».

Владислав Корочкин президент группы компаний «Русский огород» «Те обязательные требования, которые были еще вроде как обоснованы, скажем, три года назад, сегодня уже могут быть ненужными и только оттягивают ресурсы и предприятий, и самих контрольно-надзорных органов. Кстати, очень подробно законопроект прописывает, какими нормативными актами должны отменяться старые нормативные акты от Совета народных комиссаров до Верховного Совета РСФСР, которые продолжают действия до сих пор. Предложены уже и реальные технологии, их отмены и пересмотры, потому что до сих пор понимания технологии, как будут отменять нормативные акты, по сути не было. Вот законопроект постарался это дело оконтурить».

Комментирует казанский бизнесмен Камиль:

Говорить о том, что граждане сами могут выбирать, если законы противоречат, то какими руководствоваться? Это бессмысленно, потому что выбирают, как карать суды и что применить, а ваше мнение или мнение вашего адвоката, что этот закон не совсем правильный и есть другой, который того же касается, но там другая норма — это не проходит.

То есть вам пока особого оптимизма не внушает, что это будет?

Абсолютно не внушает, потому что все уже настолько зарегулировали, что за пять лет столько натворят всего, стольким людям, экономическим субъектам испортят жизнь кредитные истории и все остальное, что просто уму непостижимо.

Московский предприниматель Валерий отметил, что одобряет такую работу.

«Провести актуализацию всех этих требований — это важно, это нужно сделать. Но выделять на это пять лет и мучаться эти пять лет, соблюдая те требования, которые сейчас являются явно устаревшими и просто тупо мешают… Мне кажется, это какой-то заоблачный срок. Многие не доживут. Я вам рассказывал об ужесточении сертификации продукции, этот процесс продолжается. То есть каждый год опять новые вводные, и становится все сложнее и дороже это все делать. То есть, условно говоря, что делать с теми требованиями, которые сейчас появляются?»

Фермер из Уфы Махмут согласился, что это хорошая инициатива.

«Если принимается на таком уровне закон, который готов сократить проверки, контроль над бизнесом, пусть так будет. Это очень хорошая инициатива. От этого хуже никому не станет. Вопрос лишь в том, как это будет работать, потому что подзаконных актов, которые предоставляют государственным органам право контролировать и проверять всех предпринимателей, включая аграриев, слишком много».

Предприниматель из Петрозаводска Вадим также добавил, что большинство нынешних правил действует еще со времен Советского Союза.

«Если взять все сейчас вот это посмотреть, большое количество правил и норм действует еще со времен дедушки Калинина, только они немного не переделаны. Например, закон по основным фондам. Когда учитывались основные фонды, еще Советский Союз покупал, как говорится, за валюту, были сроки амортизации определенные: например, 12 лет. И эти правила до сих пор работают. Но это то, что вообще не соответствует нормам и не должно вообще там фигурировать. К примеру, мы видели закон по учету рабочих рукавиц, то есть правила, что нельзя списывать рабочие рукавицы. В них должны, например, столько-то работать. А если человек за смену их уже износил, вот такая работа, то что с ними делать? Надо выкидывать. То есть, нет, пусть у вас на балансе висят. Или учет гаек, болтов, красок на складе. Нормы инструкции заставляют тебя держать кладовщиков, держать нормы учета, вести гигантское количество этих правил, которые просто-напросто делают продукцию неконкурентоспособной».

До сентября 2022 года в Госдуму должны внести все федеральные законы, дающие полномочия федеральным органам власти устанавливать обязательные требования. «Один орган власти — одно требование». Сам законопроект, как ожидается, внесут в Госдуму в октябре текущего года.