В Сенате США поддержали санкции против строителей «Северного потока — 2»
Между тем австрийская компания OMV сообщила, что первый газ поступит в трубу к полуночи 31 декабря. Справится ли Россия в одиночку, если санкции будут приняты и европейские подрядчики откажутся от участия в проекте?
Читать на полной версииКомитет Сената США поддержал санкции, направленные против строителей «Северного потока — 2», сообщает Reuters. За законопроект «О защите энергетической безопасности Европы» проголосовали почти все члены комитета по международным делам. В документе описаны жесткие меры по отношению к компаниям, участвующим в прокладке глубоководных трубопроводов в интересах России.
Акт о защите энергетической безопасности Европы поддержали 20 из 22 членов профильного комитета сената. Документ можно разделить на два основных раздела. Во-первых, Госдепартамент должен будет докладывать о том, кто помогал России прокладывать морские трубопроводы. В отчете должны быть указаны все суда для укладки труб на глубину более 30 метров и все иностранцы, участвовавшие в «продаже, аренде, предоставлении или содействии в предоставлении» этих судов России.
Этим лицам будет запрещен въезд в США, а их активы в американской юрисдикции подлежат блокировке. Это может быть беспрецедентно жесткая мера, ведь в зависимости от интерпретации «содействием в предоставлении» занимались даже младшие служащие соответствующих компаний.
Во-вторых, законопроект позволяет Трампу вводить довольно серьезные санкции в отношении компаний, осуществляющих страхование трубоукладчиков, но именно позволяет, а не обязывает. Как могут отреагировать ключевые подрядчики «Северного потока — 2»: итальянская Saipem и швейцарская Allseas? Ситуацию комментирует независимый эксперт Дмитрий Лютягин.
Дмитрий Лютягин независимый эксперт «С учетом именно оставшегося срока завершения морской части «Северного потока — 2» я полагаю, что они будут исполнять свои обязательства. Если они почувствуют реальный риск того, что может возникнуть какой-то регресс именно на их компании или на их бюджеты в связи с продолжением стройки, то они, скорее всего, через какие-нибудь условно подставные фирмы перезаключатся, оборудование сдадут в субаренду для того, чтобы завершить те работы, которые сейчас завершаются по «Северному потоку — 2». Потому что по большому счету «Северный поток — 2» уже в максимальной степени готовности, осталось небольшое количество отрезков, которые необходимо пройти по морской части, где как раз участвуют эти подрядчики из Европы».
«Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода из России в Германию через Балтийское море. В австрийской OMV 31 июля сообщили, что 70% глубоководной части проекта уже сделано и первый газ поступит в трубу к полуночи 31 декабря. Если санкции будут приняты и европейские подрядчики откажутся участвовать в проекте, справится ли Россия с оставшимися 30% морской нитки? Рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «В принципе, «Газпром» рассматривал такой сценарий, он покупал судно-трубоукладчик, его модернизировал, но опыта его использования на подобных проектах у него нет. Это довольно большие глубины, довольно большая скорость постройки. И как минимум это может закончиться тем, что срок окончания строительства отодвинется. С другой стороны, еще непонятно, когда эти санкции заработают. Вполне возможно, что американцы сохранят лицо и санкции введут, но скажут, что они начинают работу, например, с 1 января, к тому моменту, когда газопровод уже может быть достроен. Добровольно заранее никто выходить из проекта не будет, то есть до последнего дня, когда будут проходить работы, я думаю, Allseas будет заниматься трубоукладочными работами».
Суммарная стоимость «Северного потока — 2» неизвестна, но в прошлом году собеседники DW оценивали ее в 40 млрд евро. Значительную часть вложили европейские партнеры «Газпрома», в том числе французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall.
После голосования на уровне комитета Акт о защите энергетической безопасности Европы должен будет пройти сенат и палату представителей, после чего поступить на подпись к Дональду Трампу. Точные сроки неизвестны, однако, учитывая результаты голосования в комитете (20 против двух) и реплики президента США о необходимости борьбы с газопроводом, окончательное утверждение может быть весьма вероятным.
Германия неоднократно настаивала на том, что ей не нужно помогать с определением своей энергетической политики. США все ближе к тому, чтобы причинить эту помощь.