Спасти инвестора Майкла Калви
Нашлись покупатели на акции, которые легли в основу его уголовного дела. Они готовы выкупить пакет за 2,5 млрд рублей. Поможет ли это американцу в суде?
Читать на полной версииСперва предыстория. Когда-то банк «Восточный», который контролировал фонд Майкла Калви, простил кредит Первой коллекторской компании. Сумма — 2,5 млрд рублей. В счет долга банк получил акции одной из люксембургских структур. Но другой акционер «Восточного» счел, что акции не стоили этих денег и 2,5 млрд рублей у банка украли. Так началось уголовное дело против Майкла Калви.
По поводу реальной стоимости актива есть разные мнения. Но следствие оценило акции всего в 600 тысяч рублей. В данный момент они по-прежнему на балансе банка. А сейчас РБК выяснило, что на них нашлись покупатели, и они готовы заплатить за акции именно 2,5 млрд рублей. Причем это начальная цена. Уже идет оценка, и скоро покупатель сделает юридически обязывающее предложение.
То есть сама сделка, вероятно, докажет, что никакого мошенничества не было и акции действительно стоят этих миллиардов. Будет ли это аргументом для суда над американским инвестором? Мнение старшего партнера адвокатского бюро «Форвард Лигал» Алексея Карпенко.
Интересно, кто потенциальные покупатели на эти акции. Среди них один из американских фондов, который инвестирует в Россию. От его имени письмо в банк с предложением о покупке направил американский инвестор Чарльз Райан. Для нашего бизнеса фигура знаковая, примерно такая же, как и сам Майкл Калви.
Райана называют одним из основателей российского фондового рынка. Как и Калви, он работает в России с 1990-х годов. Как и Калви, в свое время инвестировал в «Яндекс». Заодно скупал акции «Газпрома» и когда-то контролировал 10%. Здесь он основал известный инвестбанк UFG. Его российскую управляющую компанию в свое время возглавлял Михаил Мишустин, перед тем как возглавить ФНС. Последнее известие о Чарльзе Райане — в прошлом году он стал председателем совета директоров «Магнита», после того как ретейлера купил ВТБ.
Можно с большой уверенностью предположить, что Райан хорошо знаком с Калви. С какой целью его интересует покупка спорных акций? Мнение гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Константина Симонова.
Юристы говорят, что в других странах после такой сделки уголовное дело, скорее всего, закрыли бы. Но в России есть нюансы. Следователи у нас обычно до последнего стоят на своем. Пусть «Восточный» в итоге получит живые 2,5 млрд рублей, это не значит, что Майкл Калви в свое время не нанес банку ущерб. Тем более что возместит его не он. И если следователи оценили акции в 600 тысяч рублей, то далеко не факт, что сделка поменяет их мнение. Ведь в суде может прозвучать и такой аргумент: цена фиктивная, просто Калви помогли друзья. «Дружба, конечно, стоит 2,5 млрд рублей, но и 2,5 млрд рублей стоят тюрьмы», — вполне возможно, произнесет следствие.