Кого коснется запрет на анонимное пополнение электронных кошельков?
Совфед одобрил поправки в закон, и теперь, чтобы внести деньги на кошелек, понадобится банковский счет. Сильно ли пострадают пользователи и платежные системы?
Читать на полной версииСовет Федерации одобрил поправки к закону «О национальной платежной системе», запрещающие анонимно пополнять электронные кошельки «Яндекс.Денег», Qiwi, WebMoney, PayPal, VK Pay и других аналогичных платежных систем. Пользователи анонимных электронных кошельков не смогут пополнять их наличными через платежные терминалы и офисы сотовой связи. Для этого нужно будет использовать банковский счет.
С одной стороны, россиян лишат действительно удобного сервиса. Нашел платежный терминал, вставил наличные, перевел деньги на электронный кошелек. Свой или чужой. Анонимно, поскольку кеш «не пахнет». С другой стороны, власти тоже можно понять. Все больше законов направлено на то, чтобы все финансовые операции стали прозрачными. Это выглядит скорее не как попытка ущемить веб-кошельки, а как часть большого процесса по обелению всей финансовой системы. Мнение эксперта московского отделения «Опоры России» в сфере банков и финансов Владимира Григорьева.
Владимир Григорьев эксперт московского отделения «Опоры России» в сфере банков и финансов «Скорее всего, это находится в общем русле ужесточения финансовой политики внутри государства и усиления фискального пресса на население, потому что любые операции, которые не идентифицируются, то есть непонятно, кто их совершил, предполагают, что человек может использовать для этого так называемые неучтенные доходы. Они у него есть, но налоги он с них не платит».
Противники поправок говорят, что деньги, которые пользователи кладут на свой интернет-счет, идут обычно на невинные цели. Покупки в соцсетях, в онлайн-магазинах. И на невинные же суммы. Тем более что у платежных систем и так есть ограничения. Например, баланс кошелька не может превышать 15 тысяч рублей, а месячный объем операций — 40 тысяч. Но есть, конечно, и те, кто используют электронные деньги для нелегальных операций. О том, что они будут делать после запрета на анонимное пополнение, говорит председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Виктор Достов председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «Пользователи разделятся на три категории. Первая будет пользоваться какими-то идентифицированными инструментами, вторая категория будет пользоваться наличкой при оплате товаров, третья уйдет в криптовалюты для совершения платежных операций».
На те же 15 тысяч сложно профинансировать терроризм. Но вот как плата за наркотики — вполне себе актуально. Например, тот же Qiwi еще пару лет назад для этого активно использовали. Это не секрет. Запретить анонимные платежи еще шесть лет назад предлагал ныне не существующий Госнаркоконтроль. Но и Qiwi активно сотрудничает с властями и тоже борется с наркотрафиком. Хотя преступники и сейчас используют эту систему, но не так активно, как раньше. Вот что Business FM два месяца назад рассказывал председатель движения «Стопнаркотик» Сергей Полозов.
Сергей Полозов председатель движения «Стопнаркотик» «Если сравнить с периодом двух-трехлетней давности, то сейчас Qiwi меньше в обороте. Сейчас поменялась система регистрации в Qiwi-кошельке. Они уже привязываются к номеру телефона и верифицируются на определенную сумму уже на паспорт, но, так как телефонные номера бывают левые, а паспорта иногда бывают подделками, то там, к сожалению, это тоже пока остается, но в меньшем объеме».
Сейчас преступники в основном используют криптовалюту. То есть ту сферу, где государство пока бессильно. Что же касается кошельков, то, несмотря на то что они против антианонимных поправок, вряд ли сильно пострадают. Терминалы используют в основном для того, чтобы оплатить счета, штрафы и так далее. Эти операции прозрачны.
Ну а у тех клиентов, что раньше использовали наличные, есть банковские карты, с помощью которых легко пополнить кошелек. И «Сбербанк Онлайн» у них наверняка тоже есть. Если цели платежей легальные, то, в общем-то, и стесняться нечего.