Картофелеуборочный комбайн или картофелекопатель? Для тендера разница большая
История драматического непонимания между заказчиком и поставщиком в системе госзакупок, которая завершается судами и потерей денег
Читать на полной версииВладимир — представитель компании, поставляющей сельхозтехнику. Однажды она выиграла тендер на поставку оборудования для уборки картофеля. Заказчик — одно из региональных управлений ФСИН, ну а технику решили купить для одной из колоний.
А теперь самая главная деталь, без которой историю не понять. В госзаказе было указано: поставка картофелеуборочного комбайна КТН-2В. Но дело все в том, что картофелеуборочный комбайн — это одно, а КТН-2В, то есть картофелекопатель, — это другое. Две разные техники, хотя обе подходят для уборки картошки. Поставщик, как он утверждает, объяснил заказчику разницу, и колония согласилась на картофелекопатели. Заключили договор, но когда дело дошло до поставки, ФСИН отказалась от копателей, потребовав комбайны, рассказывает Владимир.
«По условиям государственного контракта была заявлена продукция, которая дословно, побуквенно называется КТН-2В. Именно такая продукция была поставлена, КТН-2В. Которая расшифровывается как К — картофелекопатель, Т — траншейный, Н — навесной. А заказчик решил, что ему нужна какая-то другая продукция, но какая, он нигде не озвучил. До сих пор не сказал. Просто нужна другая, и все».
А дальше был расторгнутый контракт и начались суды. Сначала компания Владимира выиграла, но потом проиграла. В итоге дело вернули в первый суд, и он принял противоположное решение.
Процесс продолжается и уже дошел до Верховного суда. Параллельно происходили другие события. Например, о тяжбе узнали антимонопольщики и внесли компанию в реестр недобросовестных поставщиков. После этого в госзакупки уже не попасть.
Был еще один суд, и компании удалось исключить себя из реестра. А вот как сложились взаимоотношения со ФСИН, вспоминает собеседник радиостанции:
«На заседании суда они признали, что некачественно подготовили контракты, людей наказали и все остальное, но в результате получается, что за их ошибки несем ответственность мы. Закупка уже состоялась, техника была поставлена. Мы за это каким образом можем нести ответственность? Потому что мы исполнили побуквенно условия контракта, но до сих пор находимся в состоянии суда».
Теперь еще два аспекта этого кейса. Когда речь идет о госзакупках, то у госзаказчика бывают разные обстоятельства и разные мотивации. Иногда, например, контракты расторгаются в интересах поставщика, который занял второе место. Business FM попросила изучить документы закупки и судебные акты аналитиков системы «Маркер» и получила письменное заключение.
Может быть, ФСИН отчасти права. Пусть была и ошибка, но в заявке же имелись слова «картофелеуборочный комбайн». Тем более что разница между этим оборудованием есть. Комбайн выше классом, объяснил представитель одного из российских производителей сельхозтехники Сергей, который пожелал дать анонимный комментарий.
— Комбайн подбирает картофель, в смысле выкапывает картофель в бункер. Соответственно, происходит сепарация такая на транспортер. И уже из бункера его там погружают на транспорт и перевозят. Копатель КТН-2В и другие копатели выбрасывают уже картофель на землю, и уже с земли его собирают.
— Комбайн, он выше классом, удобнее, лучше?
— Да, конечно, он удобнее, лучше. Но он и дороже.
Кстати, по поводу цены на технику. Если бы колонии понадобились именно комбайны, то и стоимость заказа была бы совсем другой. Но и с помощью копателей можно тоже прекрасно убрать урожай. Просто его используют на относительно небольших полях. Все может быть, но все-таки вряд ли эта колония сеет картофель в промышленных масштабах.
Ну а поставщик «попал» на 2 млн рублей, это стоимость техники. Плюс еще полмиллиона потратил на судебные издержки. Сами суды идут уже два года. Как все это время заключенные убирают картошку — с помощью копателей, комбайнов или по старинке лопатами, руками и ведрами — нам узнать не удалось. Но больше ФСИН эту технику не заказывала.