«Историю отмотали на несколько лет назад». В России может уменьшиться число платежных терминалов
Причина — принятые Госдумой поправки к закону о контрольно-кассовой технике. В терминалы предлагают вернуть кассовые аппараты, пробивающие фискальные чеки в режиме реального времени
Читать на полной версииКоличество платежных терминалов в России может существенно сократиться. Об этом налоговую службу предупредила Ассоциация банков «Россия», отметив, что причина — принятые Думой поправки к закону о контрольно-кассовой технике.
Владельцам терминалов фактически предлагают вернуть кассовые аппараты, пробивающие фискальные чеки в режиме реального времени. Почему в закон решили внести изменения и почему многие считают это возвратом в прошлое?
Схема работы платежных терминалов довольно проста. Вы что-то оплачиваете, к примеру услуги ЖКХ, вставляете купюру, аппарат выдает бумагу с данными об операции, фискальный чек отправляет вам по смс, а в налоговую — по интернету.
Такой порядок законодателей не устраивает. Онлайн-чеки могут быть простым прикрытием для обналички. Условно говоря, владелец терминала может на время отключить терминал от удаленного контрольно-кассового модуля, сославшись на проблемы с интернетом, и прописать программу, которая позволяет печатать подобие чека. Деньги же поступят на баланс в обход налоговой.
Именно поэтому полноценные кассовые аппараты для выдачи фискальных чеков предложено вернуть, что позволит, как предполагается, обелить бизнес. Ситуацию комментирует директор по работе с ключевыми клиентами производителя онлайн-касс «Эвотор» Антон Никеров.
Антон Никеров директор по работе с ключевыми клиентами производителя онлайн-касс «Эвотор» «В промежутках с перерывами связи, которые могут возникать по различным причинам в разных уголках нашей большой родины, в случае наличия кассовой техники внутри аппарата все операции будут реально фискализироваться, реально храниться в фискальном накопителе и в дальнейшем передаваться в налоговую. В истории же с тем, когда есть возможные перебои со связью, те или иные чеки могут не доходить до онлайн-кассы. В этом случае, конечно, возникает риск мошенничества. В истории же, когда касса встроена внутри, этот риск мошенничества значительно снижается».
Тем не менее письмо с критикой такого подхода в ФНС уже написала Ассоциация банков «Россия». Претензий несколько. Во-первых, решение законодателей идет вразрез с общим курсом страны на цифровизацию.
Во-вторых, саму проблему эксперты считают надуманной, так как никакого тренда на обналичку через терминалы не наблюдается: много так не отмоешь. Зато владельцы терминалов пострадают, ведь к каждому терминалу придется напрямую подсоединять кассовый аппарат. Комментирует советник председателя совета Ассоциации банков «Россия», вице-президент Альфа-банка Олег Иванов.
Олег Иванов советник председателя совета Ассоциации банков «Россия», вице-президент Альфа-банка «Владельцам терминалов казалось, что этот необратимый шаг вперед, к электронным чекам, к отказу от бумажных чеков реализован. Но на практике, по сути, всю историю отмотали на несколько лет назад и прямо предписали снова, что внутри каждого из терминалов обязательно должен присутствовать контрольно-кассовый модуль; или непосредственно соединенный с проводами рядом с корпусом, на корпусе располагаться. И этот модуль тут же при каждой операции должен выплевывать длинную чековую ленту».
Прежде всего, закон направлен на терминалы QIWI и другие устройства, подключенные к кассам через интернет. Многие из них расположены в отдаленных районах, где являются единственным способом оплаты коммунальных услуг и мобильной связи, ведь не у всех же есть смартфоны. Генеральный директор и совладелец QIWI Сергей Солонин отмечает, что его платежная система удар выдержит, а вот мелкие игроки пострадают совершенно точно.
В регионах один кассовый аппарат, отправляющий фискальные чеки онлайн, мог обслуживать сразу десятки терминалов. Стоимость одного терминала начинается от 25 тысяч рублей за штуку. Установка кассового аппарата обойдется примерно во столько же.
Велик риск, что владельцы такого бизнеса просто уйдут с рынка. Рынок «обнала» между тем едва ли существенно сократится, не вырастут и налоговые отчисления, отмечает директор Crime Finance Евгений Виноградов.
Евгений Виноградов директор Crime Finance «Допустим, если кассовый аппарат стоит от 15 тысяч, может быть, будет какое-то техническое решение внедрить его в терминал, но это будет плюс еще сколько-то, допустим, 5 тысяч или 10 тысяч на каждый терминал в пределах 20 и больше. Доля «обнала» с применением этих платежных терминалов, конечно, уменьшится, но все равно останутся разные схемы. Может быть так, что деньги натуральным образом уходят из кассы, фактически они продаются обнальщикам, а на всех документах они пишут, что уходят на закупку чего-то. Вот такая схема может быть. Очень большие объемы тут, конечно, не нарисуешь, но понемножку разбивать, например продавая часть налички, скорее всего, это останется».
В ФНС отмечают, что какого-либо законодательного права применять удаленную фискализацию платежные агенты никогда не имели. Исключение было сделано для вендинговых аппаратов без печатающих устройств.
В ведомстве считают, что поправки «разрешают потенциальную неопределенность в трактовании норм закона о кассовой технике». Почему неопределенности не возникло раньше — неясно.