«Воздушное хулиганство» или провокация? Инцидент над Японским морем привел к обмену обвинениями между Москвой и Сеулом
Стороны предоставили противоречивые описания того, что именно произошло. Говорится о разных моделях самолетов, о разных локациях, и то ли просто об опасном маневрировании, то ли о сотнях предупредительных выстрелов
Читать на полной версииВоенные Южной Кореи 23 июля заявили, что российский самолет утром дважды пролетел у восточных островов Токто в Японском море. Истребители выпустили по нему сигнальные ракеты и совершили предупредительные выстрелы.
Версия Москвы: два российских стратегических ракетоносца Ту-95МС и два китайских бомбардировщика Xian H-6, построенные на основе советских Ту-16, проводили первое в истории совместное патрулирование над Южно-Китайским и Японским морями. Над нейтральными водами к российским самолетам приблизились два южнокорейских истребителя F-16, которые, как считают в российском Минобороны, «совершили непрофессиональные маневры, создавая угрозу безопасности». Никакого предупредительного огня, по версии ведомства, не открывалось.
В Сеуле описывают совсем другую ситуацию. Как утверждается, совместный российско-китайский патруль зашел в так называемую «зону опознавания ПВО» Южной Кореи. Это пространство, в котором страна требует идентификации пролетающих самолетов. Москва этого не отрицает, но и не признает исключительное право Сеула на территории. Но главная проблема, по мнению Южной Кореи, была не в бомбардировщиках. В сообщении южнокорейского Минобороны говорится о пятом самолете, который изначально выпал из повестки российской прессы, — радиолокационном А-50. Якобы он описывал круги над Японским морем, заходя в воздушное пространство Южной Кореи. На первом пролете его предупредили, а когда предупреждения были проигнорированы, F-16 выпустили тепловые ловушки и сделали несколько выстрелов. На втором пролете по курсу самолета была выпущена целая очередь, и якобы только после этого А-50 изменил курс.
Действия Сеула анализирует военный эксперт Алексей Леонков.
Вне зависимости от того, было ли нарушение вообще, дипломатический конфликт состоялся. Сеул требует от Москвы извинений за инцидент, российский МИД отвечает нотой протеста и обвиняет южнокорейских пилотов в «воздушном хулиганстве». Параллельно подключился официальный Токио — там вообще считают южнокорейские острова, над которыми произошел инцидент, японскими, и поэтому, мол, вообще нечего тут летать. Если предположить, что российский А-50 действительно зацепил крылом воздушное пространство Южной Кореи, могла ли это быть случайность? Рассуждает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Инцидент произошел на фоне азиатского турне советника Дональда Трампа по нацбезопасности и чуть ли не главного ястреба в Вашингтоне Джона Болтона. В понедельник, 22 июля, он находился в Токио, а во вторник, 23 июля, прибыл в Сеул — под рокот дипломатической кононады. Возможно, как пишет ВВС, Россия и Китай таким образом решили подчеркнуть свою воздушную кооперацию и поиграть на нервах ключевого союзника США в Азии. Альтернативная версия — это, напротив, попытка поссорить Москву и Сеул, куда южнокорейский лидер Мун Чже Ин в прошлом году пригласил Владимира Путина.