Российские эндопротезы. Есть ли у них шанс завоевать российский же рынок?
Сейчас большую часть высокотехнологичных медизделий Россия импортирует, хотя в стране есть и свои производители эндопротезов. О чем говорят бизнес и врачи?
Читать на полной версииРоссийские власти регулярно говорят, что наши производители эндопротезов должны превалировать на нашем же рынке. Однако пока не получается.
В декабре прошлого года вице-премьер Юрий Борисов и министр здравоохранения Вероника Скворцова побывали в компании «Трек-Э Композит» — первом крупносерийном производителе эндопротезов. Если проще — искусственных суставов. Тогда Борисов заявил, что на этом рынке наши производители занимают лишь 18%, и добавил, что к 2021 году они должны занять половину рынка. Возможно ли это?
Сейчас российские клиники в основном закупают иностранные изделия. Пальма первенства — у американцев и европейцев. У них все прекрасно отлажено, отметил генеральный директор компании «Титанмед» Андрей Жупиков.
Андрей Жупиков генеральный директор компании «Титанмед» «Это же не просто продукция, это и обучение врачей, и наличие инструмента, и сервис, и обмен продукцией, здесь очень много факторов. Поэтому здесь, несомненно, американские и европейские компании: у них больше опыт продажи, лучше маркетинговые условия. Возможно, через пять лет российские компании доведут до должного качества продукт, пока это рано».
По данным правительства, российские производители занимают 18% рынка — довольно оптимистичная оценка. Например, собеседники Business FM оценили долю всего в 5-6%. По большому счету мы уже проиграли борьбу за рынок высокотехнологичных изделий. У нас есть отличные хирурги, которые блестяще устанавливают протезы. Но в производстве мы отстаем. Мы можем делать качественные аналоги, но комплектующие закупаем, оборудование для производства — тоже. Тем не менее наши аналоги стоят примерно в два раза дешевле. Операции по установке протезов финансирует государство через ОМС. Вот только получить контракт с клиниками не всегда просто, отметил генеральный директор компании «Трек-Э Композит» Александр Бондарь.
Александр Бондарь генеральный директор компании «Трек-Э Композит» «Посмотрите на структуру закупок, на ассортимент, который делает любая клиника, они все время меняют тот ассортимент, который они закупают. Сегодня они в одной компании, крупном производителе, покупают одну модель, завтра покупают другую, послезавтра — третью. И никогда они не выдерживают линию, что они покупают только одну модель, это очень редкие клиники. Только для того, чтобы — это мы предполагаем — войти в отношения с тем продавцом, который им предлагает на тендере данный товар».
Проблема в том, что мы последнюю четверть века не занимались развитием своего производства. Хотя на данный момент наши производители научились делать качественные тазобедренные протезы. Опрошенные врачи это подтверждают. Но одно дело произвести, а другое — делать это в крупных масштабах. Велик риск, что вложенные деньги просто не окупятся, когда тендер по привычке выиграют иностранцы. Комментирует травматолог, доктор медицинских наук Андрей Королев.
Андрей Королев травматолог, доктор медицинских наук «Жалко. Очень хочется, нам очень хочется... Мы все патриоты в лучшем смысле этого слова, нам очень хочется работать современными инструментами и современными протезами, сделанными в России, которые дают рабочие места российским работникам высочайшей квалификации, которых в России очень много. А вынуждены мы пользоваться в значительной степени иностранными, потому что нет мощностей и нет спроса, точнее, спрос есть, нет предложения».
Клиникам проще покупать у иностранцев. Пусть дороже, зато гарантия качества. Не говоря уже о том, что у западных компаний налажена вся цепочка: производство, обучение, семинары, конференции, мастер-классы. Западные компании вкладывают в развитие огромные средства, что, кстати, отражается и на стоимости. Недавно правительство решило ограничить госзакупки иностранных медизделий, в том числе и эндопротезов. Но правила всегда можно обойти: например, предъявить поставщику такие требования, которые могут выполнить только иностранцы. Допустим, чтобы компания умела делать не только тазобедренные, но и коленные суставы. А провести грань между заботами о пациентах и импортозамещением — очень непросто.