Как прошел митинг «За допуск на выборы»?
Акция была многолюдной, несмотря на летний период: «Белый счетчик» насчитал около 22 тысяч участников. На нее пришли не только москвичи
Читать на полной версииВ Москве прошел согласованный митинг «За допуск на выборы». По данным проекта «Белый счетчик», на проспект Сахарова пришли около 22 тысяч человек, хотя заявляли 15 тысяч участников. У МВД другие данные — 12 тысяч. В Росгвардии заявили, что задержаний не было.
Люди собрались в поддержку независимых кандидатов, которые не были зарегистрированы на выборы в Мосгордуму. Подошедшие прямо к началу акции жаловались на огромные очереди и долгие досмотры. Кого-то в принципе не пропустили на проспект Сахарова. Людей с транспарантами проводили через отдельную рамку, проверяя их плакаты.
Волонтеры назойливо предлагали таблички с именами незарегистрированных кандидатов и пластиковые свистки со словами: «Будем освистывать «Единую Россию». Иногда казалось, что ты на стадионе, а не на митинге.
Многие из пришедших были на несанкционированных акциях на Трубной и около Мосгоризбиркома, некоторые вышли впервые. Кстати, не только москвичи. Например, Дарья по прописке из Сургута, последний год живет в Китае. В Москву приехала на концерт Эда Ширана и на митинг. В руках держала табличку за Любовь Соболь.
«Мне кажется, она интересный кандидат сама по себе как личность. Считаю, что ее незаконно забраковали. Я следила за всей ее агитацией, подписалась специально на Twitter. Насколько я знаю, ожидали, что все-таки всех пустят, а когда будут сами выборы, тогда зарубят всех остальных. Но мы видим, что картина другая, и почему-то решили не пускать прямо на фильтре, вынудили собрать 6000 подписей. Я была здесь весной, когда был митинг против законопроекта об интернете. Вышли около 10 000 человек, но это, конечно, очень мало. Если сегодня выйдет достаточно много людей и они будут очень долго стоять, то, может быть, это как-то повлияет, но мне кажется, что те события на Трубной больше влияют».
Акция 20 июля получилась крайне масштабной, особенно для лета. Оппозиционеры со стажем сравнили ее по численности с митингами 2011-2012 годов. По проспекту в белоснежной рубашке шел Илья Яшин. Мужчины наперебой пожимали ему руку, женщины делали с ним селфи.
Выступали Дмитрий Гудков, Константин Янкаускас. Кричала со сцены Любовь Соболь, в это время ее поддерживал за руку Иван Жданов. Было видно, что Соболь непросто: она почти неделю голодает в знак протеста. После выступления перед ней, по словам людей из толпы, появились провокаторы — напоказ ели хот-доги и бургеры.
Запомнилось выступление 25-летней Анастасии Брюхановой. Она хотела стать кандидатом по 42-му округу. Девушка поблагодарила собравшихся, что вместо дачи выбрали митинг.
«Я, вообще-то, очень люблю собирать грибы, но целый месяц вместо грибов собирала подписи, чтобы у нас в сентябре был выбор. Я подала 5,5 тысячи подписей за свое выдвижение в Раменках, Дорогомилове и Фили-Давыдково, их комиссия даже признала настоящими, но это не остановило их, чтобы не пустить меня на выборы. Они все равно выкинули 20%. Они нашли у меня подпись человека, который родился в 36551 году, он из будущего пришел, чтобы за меня подписаться. Графолог выкинул подпись моей собственной матери».
Из плакатов особенно запомнился транспарант с надписью «Это просто ЦИК». Между буквами И и К вписали Р, получился «ЦИРК». Кое-кто рядом с подписью «За Любовь!» приклеил портрет Игоря Николаева.
Многие из митингующих приехали из округов, где в принципе не было независимых кандидатов. Но важно, чтобы хотя бы кто-то из оппозиционеров прошел в Думу, говорили собравшиеся. Были и те, чьи подписи признали недействительными. Например, Антон с проспекта Вернадского пришел на акцию с сыном Марком. Подпись Антона за Елену Русакову от «Яблока» признали недействительной.
— Написал заявление в Мосгоризбирком, но, похоже, никому нет дела до этого. После детского сада пошли на куб около метро «Проспект Вернадского» и подписались. Очень аккуратно подписались, не придраться, но графологи посчитали, что...
— И сами дату ставили...
— Конечно, у меня свидетели есть, пять лет, человек еще не умеет придумывать. Он пока удивляется. Тяжело объяснить в таком возрасте, что происходит и куда мы идем, что значит украли подпись, когда просто при тебе фактически комкают и выбрасывают, и очень обидно.
— Видим заявление Горбунова, позицию ЦИК. Как думаете, в такой ситуации возможен какой-то перелом?
— Вполне допускаю, что, увидев довольно приличное количество людей сегодня, вполне возможно, чтобы снять напряжение, кого-то могут допустить, пересмотрев. Может быть, Русакову с Митрохиным. Вряд ли, конечно, Соболь с Яшиным, они слишком большие занозы, никто не будет их терпеть.
Но не выборами едиными жил субботний митинг: со сцены и в толпе обсуждались и ситуация в подмосковном Ликино-Дулеве, и реновация, и даже будущее Лосиного Острова.