Минпромторг предлагает не считать пиво алкогольной продукцией
Предложение министерства изложено в проекте по развитию торговли. Пивовары документ не видели, но считают, что их продукцию надо регулировать по-иному
Читать на полной версииПиво — не алкоголь: власти задумались о смягчении правил его продажи и планируют вернуть ему самостоятельный статус. Минпромторг, как пишет РБК, предлагает упростить регулирование продажи алкоголя в рознице — об этом говорится в проекте министерства по развитию торговли на ближайшие шесть лет, с которым удалось ознакомиться РБК. В документе предлагается вывести пиво из-под понятия алкогольной продукции, «в том числе в сфере общественного питания».
Пивовары говорят, что документ не видели, но согласны, что их продукцию надо регулировать по-другому, а не приравнивать к крепкому алкоголю. Ситуацию комментирует вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям компании «Балтика» Алексей Кедрин.
Алексей Кедрин вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям компании «Балтика» «Например, крепкий алкоголь горючий, а пиво негорючее. У крепкого алкоголя срок хранения практически не ограничен, а у напитков с меньшим содержанием алкоголя — у вина, у пива — сроки хранения могут быть иные. Поэтому идея различного отношения и различного регулирования разных напитков вполне логична. Скорее, нелогично поголовное уравнивание. Инициатором является министерство торговли, скорее, мы говорим про оборот, то есть про торговлю, а не про производство. Поскольку документа не видели, если говорить о том, что у напитков с меньшим содержанием алкоголя, будь то пиво, или сидр, или вино, если говорить об идее, чтобы их оборот был иным, чем у крепкого алкоголя, тогда логика понятна. Как можно не поддержать логичное предложение?»
По данным пивоваров, с 2008 года, когда существенно повысились акцизы, отрасль потеряла порядка 40% объемов и было закрыто около десятка крупных заводов.
Предложения смягчить регулирование пивного рынка звучали не раз, и пока это только очередной проект, полагает управляющий партнер группы компаний «ТАРКОС», член правления Национального союза производителей пива и напитков Дмитрий Тарасевич.
Дмитрий Тарасевич управляющий партнер группы компаний «ТАРКОС», член правления Национального союза производителей пива и напитков «Не первое предложение, это точно. Но надо понимать, что это пока лишь стратегия. Что Минпромторг признает то, что нужно смягчать требования для торговли, я думаю, это признание того факта, что не очень-то работают дополнительные ограничения. То, что есть возможность и, наверное, имеет смысл дифференцировать крепкий алкоголь и пиво в части разрешения, наверное, это хорошая идея. Вопрос в том, что дифференцировать условия торговли — не значит признать его не алкоголем. Я думаю, что кардинальных мер не будет. Все-таки разумные ограничения должны быть, но они должны быть разумные и, наверное, разные для крепкого алкоголя и пива. Потому что вред, наверное, разный от этих двух напитков. Я думаю, что все это будет небыстро».
Россия давно пивная страна. В 1985 году потребление пива составляло 24 литра на душу, через десять лет — 15 литров. Пришли западные игроки, консолидировали российский рынок — сейчас три западные компании контролируют 70% пивного рынка — и потребление пива за 12 лет увеличилось в пять раз, до 81 литра на душу.
Спад же в потреблении связан не с акцизами, а с демографией. Пиво в России сейчас самый привилегированный напиток среди всех алкогольных. Вряд ли предложение Минпромторга будет воплощено в жизнь, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Пиво было законодательно приравнено к алкоголю в 2011 году: с 2012 года алкоголем стали считаться все напитки с содержанием спирта более половины процента, кроме кефира и кваса. С 2013 года вступили в силу ограничения на продажу пива в ларьках. Еще через три года пиво запретили продавать в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 литра. На тот момент в такой таре, по оценкам производителей, продавалось около четверти всего пива на российском рынке.