«Это пощечина Великобритании»: Иран задержал танкер под британским флагом
На борту судна находятся 23 члена экипажа, среди них трое россиян. Эксперт Михаил Войтенко считает, что действия Тегерана — ответ на задержание Великобританией и США иранского танкера Grace-1 в Гибралтаре
Читать на полной версииИран задержал судно под британским флагом в Ормузском проливе. На борту есть граждане России. Инцидент произошел вечером 19 июля. По версии Тегерана, судно было задержано силами Корпуса стражей исламской революции за нарушение международного морского права. Якобы экипаж Stena Impero не ответил на сигнал бедствия, поданный иранским рыболовецким судном.
Танкер, шедший в порт Ал-Джубайл в Саудовской Аравии из Объединенных Арабских Эмиратов, вошел в пролив со стороны Ирана. Около шести вечера по местному времени к судну приблизилось несколько катеров и вертолеты.
Примерно через полчаса был остановлен второй британский нефтевоз Mesdar, следовавший под флагом Либерии, однако после досмотра ему было позволено продолжить движение.
Шведская компания Stena Bulk, владелец Stena Impero, подтвердила, что на борту танкера находятся 23 члена экипажа, среди них трое россиян, остальные моряки — граждане Латвии, Филиппин и Индии. Британцев на судне нет.
Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант заявил о том, что если танкер не будет освобожден, то Иран ждут серьезные последствия, однако при этом он исключил возможность решения ситуации военными методами.
Джереми Хант министр иностранных дел Великобритании «Мы говорим о двух судах. Первое — это танкер Stena Impero, следовавший под британским флагом, танкер был окружен четырьмя кораблями и двумя вертолетами. Ему пришлось изменить курс, он направился в воды Ирана. Там 23 человека экипажа на борту. Второй танкер — Mesdar, следовавший под флагом Либерии, но он тоже под командованием Великобритании, и он также был окружен десятью катерами. Я обсудил ситуацию с госсекретарем США Майком Помпео. Я также пытался поговорить с иранским министром иностранных дел Джавадом Зарифом, но он, как я понял, был в самолете, так что поговорим, как только будет возможность. Это совершенно неприемлемо, необходимо соблюдать свободу передвижения. Если ситуация не разрешится в ближайшее время, Иран ждут серьезные последствия. Однако мы не рассматриваем военные варианты разрешения ситуации, мы ищем дипломатический способ обеспечить скорейшее освобождение судна».
Однако иранская сторона задержание второго танкера отрицает. Глава ведомства, отвечающего за порты в провинции Хормозган, сообщил, что первый танкер Stena Impero сейчас находится в иранском порту Бендер-Аббас и все члены экипажа останутся на судне до окончания расследования.
Главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко считает, что действия Тегерана — это ответ на задержание Великобританией и США иранского нефтяного танкера Grace-1 в начале июля в Гибралтаре. Grace-1 был задержан по обвинению в незаконной перевозке нефти в Сирию. Как раз накануне инцидента суд Гибралтара решил, что судно останется под арестом как минимум до середины августа.
— Все последние события в Ормузском проливе связаны только с одним: Ирану жизненно необходимо убрать санкции, и Иран давит на Запад. Ведь он начал с попыток взорвать танкеры — сначала на рейде Фуджейре, потом в Оманском заливе и вот закончил захватом. В данном случае то, что он захватил танкер под британским флагом, вот именно это и имело значение. Чей он там, какие экипажи — это его уже не интересовало. Иран ощущает, что Запад стал очень слабым и не способен прогнозировать какую-то действенную реакцию на совершенно противозаконные пиратские и бандитские действия Ирана.
— А почему важно захватить именно судно с британским флагом?
— Потому что Великобританию обвиняют в том, что она захватила танкер с иранской нефтью в Гибралтаре. Захватить американский танкер они не могут. А то, что он под британским флагом, ну, удобная регистрация, в Великобритании есть возможность регистрировать суда. Для шведской компании это удобнее и дешевле, чем держать свои суда под шведским флагом. Это обычная, стандартная схема, которая принята в современном международном судоходстве.
— То есть юридически судно британское?
— Да, юридически с точки зрения флага это судно британское. С точки зрения владельца — судно шведское. Ну а с точки зрения экипажа сейчас это как-то вообще не учитывается. Экипажи по большей части международные, солянка из различных наций. Как правило, чаще всего попадаются кто? Россияне, украинцы, индийцы, филиппинцы. Если, скажем, этот танкер захватили бы пираты, тогда бы был немножко другой разговор. Выкручивалась бы шведская компания: выкуп платила, переговоры вела. А в данном случае это уже вопрос престижа, то есть это пощечина Великобритании.
Тем временем рисков для самих моряков задержанного судна нет, говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих в России Сергей Фишов.
Сергей Фишов координатор Международной федерации транспортных рабочих в России «Экипажу это ничем не угрожает, поскольку это не были пираты — задержание произошло официальными властями Ирана. Поэтому я думаю, что танкер сейчас будет доставлен в ближайший иранский порт. В дальнейшем экипаж вообще просто отпустят и отправят в страны проживания, либо отпустят их под залог, и они станут ждать разрешения ситуации с танкером. Но, похоже, это был ответный шаг иранских властей на задержание иранского танкера в Гибралтаре. То, что задержание произошло из-за нарушений морского права, ну, это утверждение иранских властей нельзя ни проверить, ни опровергнуть».
На сообщения о захвате Ираном британского танкера уже отреагировали в США. В Белом доме действия Тегерана назвали эскалацией насилия со стороны Исламской Республики.
«США будут и дальше работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы защитить нашу безопасность и интересы от злонамеренных действий Ирана», — заявил официальный представитель Совета национальной безопасности США Гаррет Марки.
Тем временем Центральное командование США заявило, что Америка уже разрабатывает военную операцию «Страж», призванную обезопасить морские пути на Ближнем Востоке.