Журналисты РИА Новости в ходе собственного расследования узнали о новых местах, где в тайных тюрьмах в Мариуполе, действовавших под покровительством Службы безопасности Украины (СБК), пытали людей.

Один из бывших заключенных тюрьмы мариупольского аэропорта Кирилл Филичкин попал в нее в качестве задержанного одним из первых — 7 мая 2014 года, когда батальон «Азов» и ВСУ с боями захватывали город. Он рассказал агентству в видеоинтервью, что его допрашивал нынешний депутат Верховной рады Олег Ляшко, а другой депутат, Игорь Мосийчук (один из создателей батальона «Азов» и тогда заместитель его командира), лично пытал его. Еще один бывший узник Михаил Шубин рассказал как минимум о пяти захоронениях жертв у взлетной полосы аэропорта Мариуполя. Батальон «Азов» использовал ямы с телами убитых для психологических пыток заключенных, утверждают свидетели.

Экс-сотрудник СБУ, попросивший не называть его имя и должность из опасений за свою жизнь, сообщил, что был на оперативной работе в Мариуполе, служил там более двух лет, а в 2017 году уволился. Он подтвердил, что слово «библиотека» в городском отделе СБУ Мариуполя и в управлении СБУ по Донецкой области употребляли не только в отношении секретной тюрьмы «Азова» в аэропорту, но и тогда, когда просто хотели сказать, что человека привезли после задержания. При этом задержание могло производиться за несколько дней и даже месяцев до официального оформления.

Например, официально Филичкина задержали только 18 августа 2014 года. Все эти месяцы он провел в тайных тюрьмах. Это, по словам свидетелей расследования РИА Новости, обычная практика для Украины — во время нахождения «вне закона» сторонника ДНР пытают, чтобы он был более разговорчивым, и только потом передают СБУ и оформляют задержание официально.

«Библиотека» — это не одно конкретное место. Так называли и аэропорт, и базу «Азова» на Левом берегу — это Орджоникидзевский район Мариуполя, в здании школы. Был еще частный дом на выезде из Мариуполя в Володарский (Никольский) район, где тоже стоял «Азов», рассказал бывший сотрудник украинской спецслужбы. По его словам, «Азов» был нужен СБУ для «воздействия» на подозреваемых — после пыток в «библиотеке» задержанных приходилось лечить, и они сами просили скорее отправить их в СИЗО, лишь бы не обратно в аэропорт.

Экс-заключенный Михаил Шубин подробно рассказал о пытках, которым подвергался в «библиотеке». В частности, ему подключали к половым органам сварочный аппарат, кидали в яму к трупам замученных до смерти. Данные медицинского осмотра Шубина имеются в распоряжении РИА Новости.

В марте этого года бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров представил на пресс-конференции в Москве фотографии, доказывающие существование неофициальной тюрьмы. По его словам, она создана в одном из терминалов аэропорта и только летом-осенью 2014 года через нее прошли более 300 человек. Двое умерли за это время, заявил Прозоров.