Не везет! У «Яндекс.Такси» могут быть проблемы с покупкой новых активов?
Компания планирует приобрести программное обеспечение и кол-центры группы компаний «Везет». Несмотря на то, что «Яндекс» планирует закрыть сделку до конца года, у нее могут возникнуть сложности уже на первых этапах
Читать на полной версииОбновлено 16 июля в 11:25
«Яндекс.Такси» заключила соглашение о покупке программного обеспечения и кол-центров группы компаний «Везет», в которую входят бренды «Везет», «Лидер», Red Taxi и Fasten. Сделка уже одобрена советами директоров двух компаний, планируется, что она будет закрыта до конца 2019 года, говорится в сообщении «Яндекса».
При этом речь идет именно о покупке активов, а не самой группы «Везет». Клиенты также продолжат заказывать такси через приложения «Везет» и Rutaxi, а водители и таксопарки перейдут на единую платформу «Яндекса».
Впрочем, возможно, при совершении сделки возникнет пара препятствий. Во-первых, соглашение пока не получило одобрение ФАС. Во-вторых, пресс-служба Mail.ru Group сообщила Business FM, что у компании есть свои договоренности с такси «Везет»: в их соглашении прописано право вето Mail.ru на отчуждение ключевых активов партнера. Свое согласие компания Mail.ru не давала и считает анонс сделки преждевременным.
Сможет ли «Яндекс» все уладить и забрать активы «Везет»? Комментирует директор и председатель правления Ассоциации «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян.
— «Везет» — из гигантов самая маленькая компания, на них приходится всего 5% заказов в Москве, поэтому я не думаю, что это будет иметь какое-то существенное влияние на общий рынок. Думаю, что на цены тоже нет, поскольку сегодня уже у «Яндекса» более 50% заказов в Москве. Я сейчас говорю про Москву.
— В Mail.ru говорят, что при заключении соглашения с «Везет» одно из условий было право вето на отчуждение ключевых активов.
— Если у одной стороны есть право вето, тогда резонный вопрос — чего обсуждать? Наложите вето, и все. Я думаю, что это не совсем так, скорее всего.
В группе компаний «Везет» сообщили ТАСС, что не нарушали договоренностей с Mail.ru Group. Все стороны пока выжидают, дело могут разрешить юристы, считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «Здесь все зависит от того, что действительно было зафиксировано в документах, какие договоренности были в основном достигнуты в предшествующие периоды, и я думаю, что здесь как раз юристы смогут, проанализировав документы, определить, может ли компания вся входить в эту сделку или нет. Пока что информации в открытых источниках на эту тему недостаточно. Вероятно, что-то у сторон поменялось касательно совместных планов по развитию бизнеса, поэтому стороны перешли к переговорам с «Яндексом». Я думаю, что здесь речь идет не о противостоянии между компаниями, речь идет о том, кто более целенаправленно развивает определенную линию бизнеса».
Сервис такси «Везет» оставляет желать лучшего, и покупка активов со стороны Яндекс.Такси» может пойти на пользу, считает председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов.
Андрей Кудинов председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» «Провели комплекс проверок в регионах, в Московской области в основном. Было проверено более 350 машин основных крупных игроков рынка. Это такси «Везет», «Яндекс.Такси», «Ситимобил». Проверяли наличие разрешений, визуальный осмотр автомобиля, внешний вид водителя, техническое состояние автомобиля. Устраивались на работу, проверяли, как работают сервисы. Самый плохой результат показала именно компания «Везет». Идет сплошное нарушение законодательства. Позиция у них очень не понятная, на контакт не идут, и такое ощущение, что делают намеренно, подключают к своим сервисам автомобили без разрешения, совершенно не стесняясь, хотя мы говорим о том, что хотим это прекратить».
О раскладе и конкуренции на рынке такси говорит председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.
Ирина Зарипова председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ «Компания «Ситимобил» работает только в Москве, на региональных рынках компания практически не представлена. «Ситимобил» занимает порядка 25%, Gett — около 10%, но отмечу, что он работает в бизнес-сегменте, в «экономе» он практически не работает. Компания «Яндекс.Такси» занимает около 50%. Что касается доли компании «Везет», она развита больше в регионах, компания родилась на юге, потом масштабировалась, в Москве она составляет долю всего 5%. Поэтому, если говорить о конкуренции между «Ситимобил» и «Яндекс.Такси», вряд ли ситуация в столице поменяется. Мы как профессиональное сообщество не ожидаем потрясений на рынке Москвы из-за оглашения этой сделки».
По условиям сделки, «Яндекс.Такси» внесет 8 млрд рублей в развитие такси в регионах России, половину потратят на обеспечение безопасности поездок. Акционеры «Везет» получат до 3,5% акций «Яндекс.Такси», 56% акций будет принадлежать «Яндексу», 35% — Uber, около 5% — сотрудникам по программе поощрения.