Россияне проедают доходы на фоне роста экономики
Экономисты комментируют результаты ежеквартального отчета Сбербанка «Потребительский индекс Иванова». Есть ли у россиян шансы стать богаче?
Читать на полной версииПо сравнению со II кварталом 2018 года россияне, по данным Сбербанка, увеличили траты на еду и одновременно сократили расходы на медицину, одежду, бытовые товары, отдых и путешествия. Это свидетельствует о росте бедности в стране.
В то же время, по официальной статистике, в прошлом году количество бедных россиян, то есть тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума, сократилось на 0,3% до примерно 19 миллионов человек. В благополучном 2012 году официальных бедных было почти 11% или 15,5 миллиона.
В июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал бедность позором для страны. А недавно экс-глава Минфина напомнил, что в I квартале реальные доходы россиян снизились на 2,3%, поэтому их рост по итогам года — под большим вопросом. И это очень странно, учитывая, что экономика вроде как растет. Вот что говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Увеличение расходов на еду свидетельствует о том, что рост цен на продукты опережает рост доходов. В основном, конечно, это касается малообеспеченных граждан. Впрочем, те, кто считал свои доходы средними, могут достаточно легко скатиться в бедность. Например, после рождения ребенка. Как заявляла недавно вице-премьер Татьяна Голикова, более половины многодетных семей в России находятся за чертой бедности.
А рост числа бедных негативно сказывается на экономике, отмечает директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Чем больше люди тратят денег на такие необходимые вещи, как еда, жилищно-коммунальные услуги и расплата по кредитам, тем меньше им остается на удовлетворение потребностей за пределами минимально необходимого. Собственно, то, что отличает средний класс. А средний класс — это и развитие экономики. И поэтому чем примитивнее потребности, тем сложнее перспективы для развития экономики, в целом».
О том, что с доходами что-то не так, косвенно свидетельствует и статистика по кредитам. На 1 апреля прошлого года россияне были должны банкам 12,5 триллиона рублей, а на 1 июня этого года — уже почти 16 триллионов. В ЦБ не видят в этом проблемы, в отличие от министра экономического развития.
Как результат, средний класс в России сокращается. Так, аналитики Альфа-банка подсчитали, что доля среднего класса снизилась с 37% в 2014 году до 30% в 2018 году. Даже 15 лет назад, в 2003 году, таких россиян было больше — 34%. К тому же многих россиян со средними доходами уже нельзя отнести к этой группе, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Импортозамещение и цифровизация — это, конечно, хорошо и в духе времени. Но для того, чтобы слезть с нефтяной иглы, нужно нечто большее. А пока разговоры об отказе от сырьевой модели и структурных реформах в экономике остаются только разговорами. Однако такие масштабные преобразования быстрыми быть не могут, так что даже если они начнутся прямо сейчас, в ближайшие годы россияне, скорее всего, так и будут тратить почти все деньги на еду.