Фонд VAC Леонида Михельсона осваивает «золотой остров»
На месте столичной ГЭС-2 на Болотной набережной в будущем году появится масштабный культурно-выставочный комплекс — с арт-резиденциями, мастерскими, кафе, ресторанами, библиотекой и книжным магазином
Читать на полной версииИдею превращать старые фабрики и заводы из красного кирпича в культурные кластеры Москва уже давно заимствовала у коллег из Берлина и нью-йоркских девелоперов из Уильямсбурга и «Адской кухни». По тому же принципу в столице был преобразован и завод «Красный Октябрь», который сегодня занимает значительную часть Болотного острова. Долгое время «Октябрь» был точкой притяжения экспатов — в кирпичных лофтах открылись многочисленные бары, рядом расположился Институт «Стрелка».
Единственным темным пятном долгое время оставалась только московская ГЭС-2, окончательно закрывшаяся четыре года назад. Вскоре здание за более чем 1,5 млрд рублей выкупил Леонид Михельсон. Уже в будущем году там появится новое культурное пространство с арт-резиденциями, мастерскими, кафе, ресторанами, библиотекой и книжным магазином. Руководить культурным проектом будет фонд VAC, также принадлежащий Михельсону. О будущем арт-кластере рассуждает историк-москвовед Павел Гнилорыбов.
Павел Гнилорыбов историк-москвовед «Красный Октябрь» существует с 2004 года, и это достаточно длительный срок для арт-кластера. Мы видим, что возникают новые: «Хлебозавод», «Депо», «Флакон», новые очереди. «Красный Октябрь» немножко выдохся. VAC, который разместится в зданиях ГЭС-2, даст совершенно новую жизнь этой территории. Кроме того, там запланирован мост, что не может не радовать, потому что связанности двух берегов Крымской набережной и парка «Музеон» и Пречистенской набережной откровенно не хватало. Там всегда любили смелые эксперименты. Смею напомнить, что крыша кинотеатра «Ударник», которая находится рядом, она открывалась, правда, единственный раз. После сеанса жители могли увидеть звездное небо в 1930-е годы. Если в VAC будут ставить такие же смелые эксперименты, то успех этой площадке обеспечен».
Кстати, сам фонд VAC Михельсон назвал в честь своей дочери: Victoria — the Art of Вeing Contemporary («Виктория — искусство быть современным»). В послужном списке компании десятки проектов в США, Италии и России. ГЭС-2 ждут большие перемены, отмечает директор фонда VAC Тереза Мавика. Там будет реализована концепция городской среды «без закрытых дверей».
Тереза Мавика директор фонда VAC «Само пространство будет открытое, и каждый человек может туда зайти и наслаждаться, гулять по выставочным пространствам, по пространствам, где будет кино, театр, рестораны. Там будет все. Это для нас очень важно, потому что сама электростанция была всегда закрытой территорией. И мы сейчас, открывая ее, поставили туда все элементы, которые делают город новой культуры. Культуры с новым содержанием, которая говорит на новом языке и которая живет в этом новом городе, в котором мы с вами все живем».
Известно, что автор проекта реконструкции — архитектор Ренцо Пиано. Самое известное его детище — центр Помпиду в Париже. Музей, перевернувший представление мира о дворцах культуры как таковых. Практичность вместо помпезности. Похожий принцип итальянец воплотит и в московском проекте. Брутальная электростанция сохранит свой металлический интерьер, а трубы, ранее выбрасывавшие грязный воздух, станут производить чистый.